Зачислен  в  ратники  ополчения …

АрмияВсеобщая  воинская повинность. Суть этого выражения понятна: каждый мужчина, достигший определенного возраста, должен   исполнить свой долг  по защите Отечества, отслужив определенный законом срок в армии,  и в случае войны  быть готовым  отстаивать  свободу Родины с оружием в руках. Такая форма службы в Российской империи, а, следовательно,  и  на наших землях  была введена в 1874 году. Тогда в Уставе о воинской повинности было записано: «Защита престола и Отечества — есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности». В нашей стране  подобная система существует и в настоящее время: каждый мужчина, не имеющий ограничений по здоровью, должен пройти службу в армии.

Принцип комплектования армии один, а вот механизм за сто с лишним лет  сильно изменился. Поводом для того, чтобы поинтересоваться этой темой для меня стали два одинаковых  документа  — Свидетельства о явке к исполнению воинской повинности крестьян деревни Боровой Слободы   Новоселковской волости Игуменского уезда (сейчас деревня Бор Новоселковского сельсовета)  Ивана Ивановича и Игнатия Ивановича Езубчиков, отца и сына.

Ивана Ивановича призвали  к исполнению воинской повинности в 1884 году, его сына — в 1905.  Процедуру призыва они прошли, и документ о явке к исполнению воинской повинности получили, но вот реально в армии служил сын. Однако и он оружие в  руки  взял только в Первую мировую.

Служить в армии в Российской империи должны были все мужчины, которым к 1 января того года, когда производился призыв,  исполнялось 20 лет. Были и такие, кто по ряду условий от службы освобождался. Число молодых людей, нужное для пополнения армейских рядов, определялось ежегодно на законодательном уровне по представлению Военного министерства. Но количество подлежащих призыву, как правило,  намного превышало потребности армии в новобранцах. Кому идти в войска немедленно, а кому оставаться в  запасе, определяли по жребию.

Читая Устав о воинской повинности императорской России, можно представить, как выглядела эта процедура.  Ко времени наступления призыва уездные, окружные и городские по воинской повинности присутствия (аналоги современных военкоматов)  назначали по участкам призывные дни  и вызывали всех внесенных в списки. Нашим землякам следовало явиться в Игуменское по  воинской повинности присутствие, так как Пуховщина в те времена входила в состав Игуменского уезда.  Жеребьевку организаторы старались провести в один день, а если не получалось, работали несколько дней подряд, пока последний внесенный в списки человек не вытягивал свой жребий. При этом соблюдался целый ряд правил. Ящик или колесо, в которые помещались билеты с номерами, устанавливался на видном месте и номера оттуда вынимались публично.  Вынимающий жребий перед тем, как опустить руку в колесо или ящик, должен был обнажить ее до локтя и показать присутствующим открытую ладонь.  При этом  вблизи никого не должно было быть.  Жребий каждым вынимался только один раз. Номер  прочитывался во всеуслышание одним из членов присутствия  вместе с именем лица и номером его по призывному списку. Очень отличается от современной процедуры призыва, верно?

Какой номер выпал Ивану Ивановичу, уже не узнать: от времени часть документа утрачена. А Игнатий Иванович вытянул номер 215. Жребий указывал, кому идти служить, а кого зачислять в ополчение. Наши земляки были зачислены в ратники ополчения, то есть в резерв, где должны были числиться до 40-летнего возраста.

Понятно, что  резервисты должны были пройти некоторую военную подготовку. С этой целью проводились учебные сборы ратников ополчения. Возможно, и наши земляки принимали в них участие.

Согласно Уставу о воинской повинности Российской империи, государственное ополчение созывалось лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. Такие как раз и сложились в 1914 году, когда началась Первая мировая война.  В августе-декабре 1914 года прошла всеобщая мобилизация. В 1915 году было сделано шесть наборов новобранцев и ополченцев старших возрастов. Столько же — в 1916 году. И еще два — в 1917 году.  Игнатий Иванович Езубчик в армию был призван в 1916 году. Домой вернулся зимой 1918. Но страна была уже другой.  И она создавала другую армию. Однако принцип всеобщей воинской повинности сохранила.

Наталья ПАРХОМЧИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *