Возвращение в потерянный мир. В борьбе с английским флотом.

Безимени-1Конец 1918-го-1919-й год.  На  просторах  бывшей   Российской империи бушует гражданская война. Те,  кто поддержал  Октябрьскую революцию, с оружием в  руках отчаянно защищают  ее завоевания.  Те, кто не принял перемен, — отстаивают свой мир, опираясь при этом на помощь иностранных  войск. В  гуще  этих  событий оказались и наши земляки, служившие на Балтийском флоте. Некоторых из них ожидала трагическая судьба.

С подписанием Брестского мира с территории Советской России ушли немецкие войска, но угроза иностранной интервенции при этом  не исчезла. Страны Антанты поддержали белое движение, руководители которого не  отказались  от  цели  захватить Петроград. Появление иностранных военных судов в непосредственной близости от российских морских границ было вполне ожидаемо.

В связи с этим советским руководством было создано особое формирование —  действующий отряд кораблей Балтийского флота. В его состав вошли и военные суда, на которых служили наши земляки: линкоры «Петропавловск» и «Андрей Первозванный»,  эсминцы «Автроил», «Азард», «Гавриил», «Миклуха Маклай».

В   середине декабря 1918 года угроза  превратилась в реальность:  внушительная английская эскадра адмирала Коуэна (крейсера, эскадренные миноносцы, подводные лодки, а также авиатранспорт, тральщики, минные заградители и торпедные катера) прибыла в  Ревель  (современный Таллин).  Ее целью был  Петро-град. Вскоре интервенты высадили десант в Кунде (город в Эстонии). В ответ на это советским командованием  было принято решение провести операцию у Ревеля, целью которой было разведать силы противника и, если это представится возможным, уничтожить их. Результаты ее были трагическими: эсминцы «Спартак» и «Автроил» были окружены английской эскадрой и взяты в плен. В источниках, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, можно прочитать, что причиной этому стало предательство командиров эскадры. И это был единственный раз со времен Петра Первого, когда российские корабли спустили свой флаг перед неприятелем. Настоящей трагедией эти события обернулись для  экипажей этих военных судов: 94 моряка со «Спартака» и 146 с «Автроила» англичане передали эстонцам, которые  перевезли  пленников в устроенный для них лагерь за колючей проволокой на острове Нарген (сейчас Нейссар). Там  в начале февраля 1919 года охранники расстреляли 35 безоружных пленников — коммунистов.

В этом лагере оказались и наши земляки. Антон Бачилов с хутора Вишневка Пережирской волости служил комендором на эсминце «Спартак». В лагере  на острове  был замучен тюремщиками зимой 1919 года. Игнат Телюковец, уроженец Дудичской волости, служил кочегаром на эсминце «Автроил».  Также оказался в плену.  В 1919-1920 годах из  лагеря смерти на острове  Нарген удалось бежать  94  морякам, в  том  числе и  Телюковцу. Вот  что  записано  в его показаниях, запротоколированных 16 декабря  1919 года: «В плен я попал к англичанам 27 декабря прошлого года, когда наш эсминец «Автроил» сел на каменную банку вблизи Ревеля. Англичане передали нас эстонцам, которые поместили всех в лагерь на острове Нарген. От мороза, голода и избиений многие моряки умерли. Мне же повезло в том смысле, что немногие моряки были использованы на лесоразработках и земляных работах на материке в самой Эстонии. Осенью 1919 года я с группой моряков бежал у станции Ракке, и мы с большими предосторожностями, ночуя в стогах сена, через хутора, минуя села, достигли Чудского озера. 19 ноября мы вышли на участок 164-го стрелкового полка Красной Армии и оказались на территории Советской России. Оттуда нас передали чекистам и после проверки  отправили во 2-й Балтийский флотский экипаж. В плену я находился около 11 месяцев».

В начале мая английская эскадра, с которой взаимодействовали флоты Финляндии и Эстонии, развернула активные действия,  стремясь   приблизится  к Петро-граду. Английские корабли  обстреливали фланг Красной  Армии и прикрывали высадку  десантов в устье реки Луги и в Копорской губе (глубоководный залив в южной части Финского залива Балтийского моря: длина 12  километров, ширина — до 26 километров). Задача балтийцев состояла в том, чтобы не допустить  флот  интервентов  к  Петрограду. В ходе боевых действий 4 июня 1919 года  эсминцы «Азард» и «Гавриил»   потопили   в  Копорской губе английскую  подводную лодку L-55.

В шестом часу вечера сигнальщики эсминцев одновременно заметили слева по курсу пенистые следы двух торпед, движущихся прямо на них. Удачно сманеврировав, оба эсминца уклонились от опасности. Спустя считанные секунды прямо по курсу «Азарда» на расстоянии неожиданно показалась боевая рубка и часть корпуса подводной лодки. Эсминцы полным ходом пошли на таран и тотчас же открыли артиллерийский огонь. Артиллеристы с «Азарда» первым же снарядом попали  в надстройку рядом с рубкой подводной лодки. Спасаясь от таранного удара, лодка быстро ушла под воду. Вскоре послышался оглушительный взрыв. О гибели своей лодки официально сообщило британское адмиралтейство.

В этих событиях принимал участие и наши земляки.  Викентий Милькевич из деревни Подкосье служил старшим трюмным на эсминце «Азард». На службу он был призван в 1908 году. Окончил в  Кронштадте  машинную  школу по классу  трюмных  машинистов. После окончания срока службы остался  на  сверхсрочную.  Участник 1-й  мировой  и гражданской войн.

Георгий  Войтко  из  деревни  Зазерье  был  старшим  машинистом на эсминце «Гавриил». В армию он был призван в 1914 году.  Окончил в Кронштадте машинную школу. Участник 1-й мировой и гражданской войн.

Им пришлось пережить и еще одно трагическое событие. В октябре 1919 года войска Юденича под прикрытием английских танков перешли в  очередное наступление на Петроград. Красная  Армия  планировала контрнаступление. Перед его началом корабли Балтийского флота  получили   приказ  выставить минное заграждение в Копорском заливе. Для участия в операции назначались  эсминцы «Гавриил», «Свобода», «Азард», «Константин». 21 октября в сумерках  они приняли на палубу мины и почти бесшумно,  без  огней  вышли  на  внешний рейд. Когда пришли к месту начала операции, вдруг раздался сильный подводный взрыв: корабли, которые должны были выставить минное заграждение, сами  попали на мины.  Такая вот ирония судьбы. Головной эсминец «Гавриил» подорвался и затонул. Затем взорвался «Константин» — переломился пополам и моментально ушел под воду. Почти в тот же момент подорвалась «Свобода»: она затонула, продержавшись на плаву восемь минут. «Азард» задним ходом покинул опасный  участок  и  увеличил скорость. Эсминец оставался в районе взрыва до утра, чтобы оказать  помощь, но никого не  нашел и вернулся в Кронштадт.  В эту ночь погибло 484 человека. Спаслось всего 25 моряков  на трех  шлюпках: 19 — с «Гавриила» и 6 —  со «Свободы». Шлюпки пристали к вражескому берегу. Обходя посты и засады, моряки  с большим трудом пробрались к своим.  В числе 19  выживших моряков с эсминца «Гавриил» был и Георгий Прокофьевич Войтко.  Впоследствии он служил на эсминце «Изяслав».

Наталья   ПАРХОМЧИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *