Крутите  педали!

50

Поводом для написания материала стала фотография, которую я сделала год назад  возле одного офиса в относительно небольшом городке Уппсала, пригороде Стокгольма. Признаюсь, очень впечатлила велопарковка. Во-первых, она была просто огромной. Во-вторых, мне показалось, единственной: где паркуются автомобили, я не нашла. Неужели все работники предприятия или организации приезжают на работу на велосипедах?..

Собственно, это вполне возможно, учитывая, как популярен двухколесный транспорт в Европе. На улицах городов велосипедистов никак не меньше, чем автомобилистов. Многие, оказывается, из пригорода добираются на авто, которое остается на стоянке, а уже по городу едут на велосипедах. Здесь давно поняли, что этот вид транспорта очень хорош. Быстро, дешево, экологично и даже полезно для здоровья — это все про велосипед.

Мы также приходим к пониманию данных плюсов. Не так быстро, не так последовательно, но идем вперед. Вернее — крутим педали.

Однако только на первый взгляд кажется, что вопрос пересадки на велосипед очень прост: купил, научился держать руль — езжай… Нет, препятствия на вашем пути  встретятся точно. И будьте готовы их преодолеть. Попробуем?..IMG_2935

— Первое, что нужно помнить:   велосипед является транспортным средством, а велосипедист — участником дорожного движения, — говорит старший инспектор ДПС отдела ГАИ Николай Глинский. — Реальность такова, что  пешеходы и велосипедисты — наиболее травмируемая категория участников дорожного движения. Причин этому несколько. Но самая главная заключается в незнании и несоблюдении правил, которые прописаны в главе 20 Правил дорожного движения. Кроме того, далеко не каждый родитель знает, приобретая велосипед ребенку, что ездить на этом двухколесном транспорте по дорогам без сопровождения взрослых можно только с 14 лет (это не касается пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек). Не задумываются порой и над тем, что велосипед должен быть оборудован фарами (фонарями), которые включаются в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Безопасность велосипедиста значительно увеличат также световозвращатели. В обязательном порядке (!) — исправные тормоза, рулевое управление и звуковой сигнал.

IMG_2926Если вы соблюли данные требования — вперед, крутите педали! Но только по правилам! Однако, поговорив с несколькими велосипедистами, я поняла, что многие не уверены в том, что хорошо знают правила.

— Вроде я никому не мешаю, когда еду, а мне постоянно сигналят, указывают, что я не права, — рассказывает дачница Анна. — Может, я нарушаю правила? Точно знаю разве только то, что через дорогу переводить велосипед нужно в руках. А вот скажите, ехать лучше по проезжей части или по тротуару? Раньше-то мы всегда ездили только по дороге…

— Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов, — комментирует Николай Глинский. —  При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд и не далее 1 метра от ее правого края.

Вопрос взаимоотношений велосипедистов и водителей регулируется правилами дорожного движения. Кто кому должен уступать дорогу, в них четко прописано. Незнание не освобождает от ответственности.

— В этом году, например, два ДТП с участием велосипедистов произошли по одному сценарию: велосипедист при повороте налево не увидел движущийся сзади транспорт, — рассказывает Николай Глинский. — Не правы были именно велосипедисты. Но пострадали обе стороны. К счастью, обошлось без жертв.IMG_2943

Чтобы подобных случаев не было, инспекторы ГАИ проводят большую работу и по выявлению нарушителей, и по профилактике. За 6 месяцев текущего года оштрафовано за невыполнение ПДД 50 велосипедистов. Они теперь точно знают, что нарушение правил   дорожного  движения  пешеходом или лицом, управляющим велосипедом,  наказывается штрафом в размере от 1 до 3 базовых величин. Если же нарушение совершено в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, штраф составит от 3 до 5 базовых величин. А ведь многие думают, что, употребив алкоголь и сев за руль не автомобиля, а велосипеда, поступают верно.

Правила есть правила. Их нужно выполнять, безусловно. Но, я уверена, что прежде всего у каждого человека должно работать понятие о собственной безопасности. Поэтому смотрите по сторонам, оценивайте адекватно дорожную обстановку. Берегите себя.

Тем более, нужно признать, что в основном велосипедистам приходится ехать по проезжей части. В черте Марьиной Горки, например, нет велодорожек, хотя вопросы их обустройства уже неоднократно поднимались.

Понятно, конечно, что не везде есть возможность быстро пересмотреть транспортную инфраструктуру, учитывая требования к организации велодвижения. Однако идти в этом направлении нам нужно быстро: люди все охотнее пересаживаются на велосипеды и хотят не просто кататься, но и быть максимально мобильными в городе.

И в этой связи стоит поговорить еще об одном препятствии, которое порой делает реальность велосипедиста проблемной. Это как раз вопрос велопарковок, с которого я начала материал. Даже в столице я не видела ничего подобного той западной картине — просто апогею заботы о людях на велосипедах. Что уж говорить о нашем провинциальном городе!

Хотя на самом деле эта проблема самая решаемая! Ну что стоит установить возле популярных у горожан мест посещения стойки   для  велосипедов! Самые  доступные обойдутся при покупке примерно от 100 рублей  за погонный метр.

Хотите знать, кто в Марьиной Горке не пожалел средств и подумал о людях? Объехав несколько улиц, я убедилась, что велосипед можно припарковать возле магазинов сети «Евроопт», возле стадиона, возле торговых павильонов в Новой Заре, возле мебельного магазина и магазина «Западный», возле магазина «Олимп», «Домовой», «Эконом», «999», возле   крытого рынка…  Есть  велопарковка возле районной  поликлиники. Но не стоит брать велосипед, если вы едете в магазин «Хельсинки», в универмаг (хотя там можно воспользоваться стоянкой возле «ТриО»), в центральную аптеку, в отделение Белгосстраха, в мебельный магазин на улице Спасателей и даже в парк: не заметили мы там во время объезда города велостоек. Почти не предусматриваются они почему-то и возле учреждений образования и культуры. Разве не может школьник приехать на занятия в школу на велосипеде?  На самом деле, несмотря на то, что люди все же находят возможность припарковать свой велосипед к пандусам, ограждениям, даже деревьям, еще есть немало мест, где и это сделать проблематично.

В РОВД пояснили, что во все организации и  предприятия   торговли были направлены письма с рекомендациями оборудовать прилегающие  территории устройствами  для  велопарковок.  Реализовали эту рекомендацию не все. Между тем, горожанам и жителям района уже сегодня необходимы устройства для парковки велосипедов и в парке Новой Зари, и на пляжах, и возле торговых точек. Особенно крупных.

— Я люблю передвигаться на велосипеде, —  рассказывает мой сосед по подъезду. — Уже несколько лет езжу на нем на работу. Там пристегиваю к перилам лестничного пролета на первом этаже. Но знаю, что это не очень нравится руководству, хотя ко мне относятся с пониманием. А вот по другим делам или за покупками я часто хожу пешком, потому что велосипед без присмотра на улице не оставляю.

Да, отсутствие велопарковок  — это шанс для воров. Например, в текущем году возбуждено уже 15 уголовных дел по поводу краж велосипедов. Пять дел были раскрыты.

— Чаще всего велосипеды крадут из подъездов или возле торговых точек, —  говорит Василий  Герасимов, начальник штаба РОВД. — Мы постоянно проводим рейды по жилым домам, разговариваем с жильцами о том, что оставлять велосипеды в подъезде нельзя не только потому, что они становятся объектом легкой добычи, но и потому, что они загромождают пространство. А это недопустимо по правилам содержания мест общего пользования. Во время профилактических мероприятий, бесед с населением, обращаем внимание на то, что  велосипедист должен иметь противоугонное устройство.

Подведя итог, можно сказать, что пока в ситуации с растущей популярностью велотранспорта есть парадокс: с одной стороны, нас призывают пересесть  на велосипеды, задумавшись о своем здоровье  и  экологии, которую не улучшают автомобили, с другой, — инфраструктура для этого не предусмотрена  в  должной  мере. В том числе, и в Марьиной  Горке. Но сегодня уже нельзя отмахнуться от существующей проблемы. Нельзя не думать о велосипедистах. И если нет возможности улучшить уже имеющуюся инфраструктуру, то новое нужно строить с учетом того, что тем, кто крутит не руль, а педали, нужны и отдельные полосы, и парковки.

Елена   ШАНТЫКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *