Мария Олесик представила свою работу на конкурсе «100 идей для Беларуси».

н-1111

 

Что такое «образное мышление»,  «мотивированные слова», «внутренняя форма слова» и как все это связано между собой, отлично знает учитель начальных классов Руденской средней школы Мария Олесик. И не только потому, что  в вузе она освоила все  тонкости  логопедии и лингвистики.  Это  научное увлечение, появившееся еще на третьем курсе вуза.  Мария  имеет степень магистра и  мечтает защитить кандидатскую диссертацию по своей любимой теме — «Развитие образного мышления на уроках русского языка».  Пока  жизненные обстоятельства немного отсрочили исполнение мечты, но Мария  не оставила свои научные изыскания, занимается ими и в школе.   Недавно их последние результаты представила на региональном этапе молодежного  конкурса «100 идей для Беларуси»,  который проходил 23 ноября в Слуцке.

На различных конкурсах и научных конференциях Мария о своей работе рассказывала уже не раз, причем не только в нашей стране, но и в России,  в Германии.  А в этом году ей очень хотелось представить свои наработки на XIX Всемирном  фестивале молодежи и студентов в Сочи. Вместе с братом, который живет в Витебске, подала заявку, но в состав официальной делегации от Минской области не попала. А вот ее брат в Сочи поехал в составе делегации от Витебщины — там конкуренция оказалась не такой высокой. Он же и посоветовал не расстраиваться и   поучаствовать в конкурсе  БРСМ «100 идей для Беларуси».

На суд жюри в Слуцке Мария представила разработанный  ею комплекс, состоящий из «Словаря мотивированной лексики», дидактических игр, позволяющих развивать образное мышление у детей. Словарь на сегодняшний день состоит из 207 единиц. Мария хочет довести его до 300 единиц и упорно над этим работает.

Что такое  мотивированная лексика, не каждый человек сразу поймет.  Это что-то про связь между словами «дом» и «домик», «сила» и «силач», и про то, насколько  хорошо дети понимают, от  чего произошли названия определенных предметов.   И еще и о том, как  малыши могут представить разницу между «домом» и «домиком» и в каких красках рассказать о своих представлениях. А связано все это с образным мышлением, которое чем лучше развито у ребенка, тем проще ученику начальной школы постигать учебную программу и развиваться дальше.

Все это Марии нужно было доходчиво объяснить жюри. Конкурировать с другими  на конкурсе ей было непросто, потому что девушке скорее должны были поверить на слово. Ведь все, о чем она рассказывала, нельзя пощупать, заставить двигаться или светиться.  Нужно вслушаться и понять, что тема, которую она поднимает, на самом деле очень актуальная.  Связана  она с важными этапами в развитии мышления ребенка. Пройдет он их успешно — значит, сможет впоследствии  и роботов конструировать,  компьютерные приложения создавать, не  пройдет — никогда не достигнет высот ни в инженерии, ни в  IT-технологиях.

Еще в ходе своей работы Мария проанализировала учебники русского языка для 2-4-х классов учреждений общего среднего образования и пришла к выводу, что в них мало упражнений, направленных на формирование навыка «чувствовать» слова. А это отрицательно сказывается на процессе формирования образного мышления. Не сформируется этот этап детского мышления — будут проблемы на следующем — словесно-логическом. И Марии очень хотелось бы добавить нужных упражнений в школьные пособия. Однако все это в перспективе.

А пока на региональном этапе без внимания работу Марии Олесик не оставили:  она  не вошла в число победителей, но ее внесли в резерв. У специалистов есть еще время разобраться в научной ценности того, что делает Мария. А коллеги с ее «Словарем мотивированной лексики»  смогут познакомиться в скором времени:  его планируют опубликовать в будущем году в  пятом номере журнала «Пачатковая школа».

Наталья Пархомчик.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *