Цифровая безопасность для потребителей
Ежегодно 15 марта в нашей стране, как и во всем мире, отмечается День потребителя. «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» — так в этом году звучит его тема.
В нашу жизнь все активнее входят цифровые технологии, которые изменяют характер услуг и продуктов. Доверие и безопасность потребителей — залог успеха цифровой экономики. Потребителям нашего региона мы хотим еще раз напомнить о мерах безопасности при использовании банкоматов и систем кассовых терминалов.
Центр банковских услуг № 549 в городе Марьина Горка Региональной дирекции по Минской области ОАО «Белагропромбанк» и Центр банковских услуг № 626 города Марьина Горка филиала №500 Минского управления ОАО «Сбербанк «Беларусбанк» прилагают максимум усилий для обеспечения безопасности при работе клиентов с самыми передовыми продуктами и услугами. Банки отслеживают новые угрозы и устраняют уязвимости в программном обеспечении, проводят мероприятия по постоянному совершенствованию системы менеджмента информационной безопасности. Но даже самые сложные и надежные средства безопасности, применяемые в банках, не могут противостоять всем угрозам и обеспечить полную защиту от мошенничества. Клиентам банков также необходимо проявлять осторожность и соблюдать простые правила:
При использовании смартфона, планшета или компьютера
Никогда не сообщайте ваши персональные, карточные либо иные конфиденциальные данные (например, логин и пароль от Интернет-банкинга, личный номер паспорта, значение проверочного кода, нанесенного на оборотную сторону карточки, или ПИН-кода) посторонним лицам, даже если они представляются сотрудниками банка, процессингового центра, службы, проводящей социологические опросы и так далее.
Установите и используйте только лицензионное антивирусное программное обеспечение и осуществляйте ежедневные обновления антивирусных баз.
Проводите регулярную установку обновлений безопасности системного и прикладного программного обеспечения в соответствии с рекомендациями его производителей.
Для входа на интернет-ресурсы банка всегда набирайте адреса сайтов вручную или пользуйтесь закладками браузера, которые сделали вы сами. При переходе на сайт банка с других интернет-ресурсов проверяйте достоверность ссылки. Например, клиентам ОАО «Белагропромбанк» стоит помнить, что адрес интернет-банкинга и клиент-банка должен начинается с «https://», а не с «http://».
Никогда не отвечайте на электронные письма, в которых запрашиваются конфиденциальные данные, не переходите по указанным в них ссылкам, не открывайте вложенные файлы. Все письма, запрашивающие конфиденциальные данные, являются мошенническими!
Проверяйте реквизиты входящих SMS-сообщений. SMS-сообщения от банка могут приходить только с номеров вашего банка.
При получении Viber-рассылки от банка убедитесь, что она совершена с официального аккаунта, присутствует официальный логотип, есть отметка в виде зеленой «галочки» и информация о том, что отправитель прошел проверку Viber, при получении сообщения не всплывает окно о том, что пришло сообщение не из вашей адресной книги.
Используйте только официальные приложения банка из магазинов App Store, Google Play, Windows Store.
При использовании устройств самообслуживания
Отдавайте предпочтение банкоматам и инфокиоскам, установленным в защищенных местах (например, в учреждениях, офисах банков, крупных торговых центрах).
Осмотрите терминал перед использованием. Убедитесь, что на клавиатуре и в месте для приема карт нет дополнительных устройств. Обращайте внимание на неисправности и повреждения — например, на неровно установленную клавиатуру. Если что-то вызвало подозрения, не пользуйтесь этим терминалом.
Не используйте неисправное устройство. Если банкомат, инфокиоск зависает или самопроизвольно перезагружается — откажитесь от совершения операций и найдите другое устройство.
Прикрывайте клавиатуру рукой, когда вводите ПИН-код. Если вокруг нет людей — это еще не означает, что мошенники за вами не наблюдают.
Не используйте терминал в присутствии подозрительных лиц и не принимайте помощь от незнакомцев, совершая операции в банкомате или инфокиоске. При необходимости обратитесь к сотруднику банка, позвоните в Контакт-центр по номерам, записанным в договоре с банком или на обороте карточки.
Помните, что сотрудник банка или службы сервиса никогда не попросит продиктовать ему ваш ПИН-код.
Если банкомат или инфокиоск изъял вашу карточку, незамедлительно заблокируйте ее любым удобным способом.
Если вы пострадали от мошенничества
В первую очередь карточку обязательно необходимо заблокировать.
Если вы выявили факт несанкционированного доступа к Интернет-банкингу или мобильному приложению, незамедлительно обратитесь в контакт-центр вашего банка для блокировки учетной записи.
Подайте в любое подразделение милиции заявление о совершенном мошенничестве.
Если вы решите обратиться в банк для возврата денежных средств, необходимо будет оформить письменное заявление о несанкционированных операциях соответствующей формы. Работники банка помогут оформить все необходимые документы, после чего банком будет инициирована проверка по данному факту. По итогам проверки будет принято решение о возможности возврата денежных средств с учетом норм действующего законодательства.
Светлана ЖИЛЬЧИК,
заместитель начальника отдела экономики Пуховичского райисполкома.