Интегрированное обучение детей в нашем районе осуществляется во многих школах

…Как же он у тебя пойдет в школу?  — сочувствовали-причитали соседки, глядя на ее сынишку, который был рослым не по годам и не по годам молчаливым. Ребенок мало и невнятно говорил, не знал букв, не мог считать. «Неужели интернат»? — плакала про себя мама, не представляя, как это возможно расстаться со своим долгожданным, единственным  ребенком. Однако после обследования и консультаций у специалистов мальчика направили на обучение в обычную школу, в класс с неполной интеграцией. Маме объяснили, что ее сын так же, как и его сверстники, пойдет в первый класс, но основными предметами будет заниматься отдельно с педагогами-дефектологами. И расставаться не придется…

Сегодня мальчишка учится в старшей школе. И время, когда его многое отличало от сверстников, прошло. Ребенок выровнялся и способен обучаться по общей программе. В дневнике, конечно, есть место шестеркам и пятеркам, но это заслуженные, а не завышенные отметки. У парня  есть мечта: после школы он хочет поступить в колледж и стать хорошим автослесарем. В том, что так и будет, теперь никто не сомневается…

Для справки. Интегрированное обучение — это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д.) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения, воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

В Беларуси с каждым годом растет число интегрированных классов и школ, и появление особенного ребенка (в том числе и в инвалидной коляске) в классе обыкновенной общеобразовательной школы уже не вызывает удивления или растерянности учеников.

— Первые шаги в этом направлении мы делали еще в 2000 году, но только в 2004 вышли первые нормативные документы, регламентирующие деятельность в области интегрирования детей с особенностями психофизического развития, — рассказывает директор районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ольга Владимировна Горелик. — Сегодня интегрированное обучение в нашем районе осуществляется во многих школах нашего района. Открыто 70 классов, в которых обучается 143 ребенка (и еще 25 находятся на надомном обучении). Об актуальности и необходимости существования интегрированного обучения говорит статистика: в районном банке данных зарегистрировано сегодня 1392 ребенка, имеющих особенности развития.  Для сравнения: в 2009 году было 1261 человек.

За годы обучения в школе каждый ребенок, согласитесь, проживает маленькую жизнь, приобретая знания и не  менее  бесценный  опыт  человеческого общения. В школе ребенка учат не только писать и читать, но и создают условия для раскрытия его талантов, развития интересов. Здесь дети делают свои первые житейские ошибки, учатся дружить, ссориться и мириться. И это не менее важно, чем багаж накопленных предметных знаний. Особенно для человека с  особенностями.

— Все люди рождаются разными. И ребенок не виноват в том, что родился особенным. Он также имеет право на жизнь в семье, рядом с родителями, а не в интернате. Имеет право на получение образования в доступном объеме. И мы должны помочь таким детям в этом,  — уверена   директор  УО   «Марьиногорский УПК детский сад-СШ №1» Наталья Владимировна Дрозд.— В нашей школе накоплен хороший опыт работы по интегрированному обучению детей с особенностями в развитии. У нас уже есть и выпускники, которые сегодня достаточно успешно социализировались: получили профессию и трудятся. Мы видим, что проводимая работа приносит результат, и по успехам тех детей, которые сегодня обучаются в классах с неполной и полной интеграцией.

В этом году,  кстати, в школе состоится первый выпуск класса с полной интеграцией. Шесть его учеников перейдут  в пятый класс вместе с другими учениками классного руководителя И.Н. Корбут.  Программу начальной школы этим детям преподавала учитель-дефектолог Наталья Ивановна Тищенко. Она, пожалуй, больше, чем кто другой, радовалась каждому успеху своих ребят, потому что понимала, как высока  порой  цена  этих  успехов.

А в Марьиногорской  СШ №3 класс  полной   интеграции    создан недавно, хотя работа с особенными детьми ведется  в  школе  не первый  год.  Занимается  с  малышами  учитель-дефектолог   Юлия Александровна   Барауля   (на снимке).

— В классе собраны дети с разными трудностями в обучении,— говорит она. — Поэтому к каждому нужен индивидуальный подход, особенное внимание. Кто-то нуждается в коррекции поведенческой, кто-то в речевой, кому-то нужно больше времени на обучение. Все это учитывается. И результат обязательно бывает положительным. Только он требует времени. Главное —   не  упустить  ребенка  и  вовремя начать правильно работать с ним.

Недавно в этой школе был отремонтирован класс, в котором открыли ресурсный центр для работы с детьми, обучающимися в классах неполной и полной интеграции. В помещении проведено зонирование на рабочую (классную) зону и зону игровую. Есть уголок для релаксации и отдыха. В  распоряжении учителей-дефектологов имеется хорошая методическая и материально-техническая база, но процесс ее пополнения продолжается.

Необходимость открытия такого класса продиктована тем, что в школе на данный момент обучаются около 10 процентов детей, имеющих особенности развития.

На некоторые уроки ученики интегрированных классов уходят от учителей-дефектологов и занимаются вместе со своими сверстниками, ведь основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети контактировали друг с другом. Всегда ли это происходит легко, без проблем? К сожалению, не всегда. Наше общество пока только  стремится считаться толерантным, поэтому порой «особенные» дети некомфортно чувствуют себя среди своих сверстников. Нет-нет да найдется тот, кто проявит свое неудовольствие. Впрочем, педагоги, с которыми мне удалось побеседовать при подготовке материала, говорили, что дети в большинстве своем добры и  легко общаются друг с другом. Во всяком случае, быстро учатся этому. Порой сложнее бывает говорить с родителями.

— Мы понимаем, что интеграция — это действительно непростой процесс,— говорит Н.В. Дрозд.— И он проходит с участием нескольких сторон. Во-первых, ученик приспосабливается к школе, к новым людям, требованиям, во-вторых, школа приспосабливается к особенному ребенку: формируется необходимая учебно-методическая база, идет работа по формированию толерантного мышления и добросердечного отношения к детям, имеющим особенности развития. И мы работаем в этих направлениях. Сейчас — наиболее активно, потому что наша школа стала опорным учреждением образования, предоставляющим более широкий спектр образовательных услуг в области интегрированного обучения. В этом году планируется начать необходимую реконструкцию здания, подъездов к нему, кабинетов для создания безбарьерной среды, чтобы в школе смогли начать  обучение дети, передвигающиеся с помощью инвалидных колясок.

—  Мы все должны понимать, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, что все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников,  —  говорит О.В. Горелик. — Поэтому сегодня мы говорим «да» инклюзивному образованию, которое даже шире, чем интеграция, и также направлено на то, чтобы дети с особенностями обучались в обычных школах, где будут учитываться возможности каждого, где различия не будут восприниматься как что-то необычное, где дети получат достойное образование и навыки, необходимые для полноценной жизни.

Учиться в интегрированной школе важно не только для детей с инвалидностью. Здоровые дети, я думаю, от общения со своими сверстниками, которые в чем-то другие, получают не меньше пользы. Они учатся понимать и принимать жизнь во всех ее проявлениях, становятся терпимее, добрее. И от этого наше общество будет только лучше…

Елена ШАНТЫКО.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *