С атомным размахом

Дорога в Островец — не близкая: по времени туда-обратно занимает около шести часов. Для однократной ознакомительной поездки  — не утомительно и даже интересно. Но работники филиала  «Белэнергостройиндустрия»  РУП «Бел-энергострой» проделывают этот путь от Дружного до Островца практически еженедельно, потому что на строительной площадке Белорусской атомной электростанции действует производственная база филиала — бетонорастворное хозяйство (бетонный завод) по производству бетона для строительства АЭС.На минувшей неделе в микроавтобусе, уходящем на Островец, нашлось место и для журналиста, давно мечтающего хотя бы издали увидеть самую масштабную стройку нашей страны.

…Две сотни километров — и мы в Островце. Готовясь  к  поездке, я, конечно, перевернула немало разнообразной информации об этом населенном пункте, который только недавно обрел статус города и причину стать известным каждому белорусу. Да, действительно, городок, возле которого строится первая белорусская атомная станция, небольшой. Но очень приятный, чистый, несмотря на неприятную снежно-слякотную погоду, пытавшуюся испортить в тот день всякое доброе впечатление.

Невозможно не заметить, что город «прирастает» быстрыми темпами: по соседству со старыми жилыми кварталами появляются новые. Здесь уже живут строители и работники будущей белорусской атомной станции. Представляю, что пройдет не так много времени, и здесь будет удивительно  красивый современный город энергетиков.

Одновременно верчу головой в обе стороны: пытаюсь не пропустить и заметить стройплощадку АЭС раньше, чем мне успеют ее показать.

— Не спешите, до нее еще 20 километров…

Дорога на АЭС хорошая, несмотря на несопутствующие погодные условия. Через 20 километров вижу скромный указатель «Белорусская АЭС», а чуть позже, напротив, абсолютно впечатляющую по своему размаху строительную площадку. Точнее, сначала только ту ее часть, где разместилась производственная база, — склады, офисные здания, столовые для персонала, и, конечно, предприятия, ориентированные на выпуск необходимой для строительства АЭС продукции. В  том числе, и бетонорастворное хозяйство   филиала  «Белэнергостройиндустрия».

Проходим обязательный пропускной контроль — и мы на заводе.

—  8 ноября 2013 года состоялась торжественная церемония укладки первого бетона на стройплощадке Белорусской АЭС, —  рассказывает  главный инженер  филиала   «Белэнергостройиндустрия» Андрей Пузик. —  Для его производства и был с нуля построен этот завод,  основное предназначение которого — строительство АЭС. Но еще раньше здесь появилась другая продукция, выпускаемая нашим филиалом на производственной базе в Дружном, — бетонные плиты, из которых была уложена дорога на стройплощадку. А первый бетон мы выдали в марте  2013 года.

Сегодня  бетонорастворное  хозяйство  филиала  «Белэнергостройиндустрия» — это непо-средственно завод по приготовлению бетона, а также склады для хранения инертных материалов, цемента, склад и узел для приготовления химических добавок, компрессорная станция,  рециклинг, где перерабатывается вторичное сырье, а также железнодорожный и автомобильный приемники, лаборатория.

Пока руководители филиала заняты на заседании оперативного штаба строительства АЭС, с бетонорастворным хозяйством меня знакомит его начальник  Анатолий Осадчук:

—  Завод строился как самое современное и высокотехнологичное предприятие, которое сможет выпускать бетоны различного качества, в том числе и такой, который используется при строительстве атомных станций. На стадии проектирования инженеры-проектировщики посещали подобные предприятия в европейских странах, знакомились с технологиями и оборудованием.

На заводе установлено современное оборудование с программным обеспечением. Рабочий персонал  прежде, чем приступить к работе, прошел обучение. Сегодня семь операторов контролируют процесс приготовления и выдачи бетона.

Проектная мощность завода составляет 180 кубометров бетона в час. Он  производится под разными марками, имеет различные свойства. Бетон  повышенной  прочности  В60, к слову,  выпускается  только здесь.

Основной заказчик бетона — РУП «Белэнергострой». Но и другие строительные тресты, в том числе российский — ООО «Трест РосСЭМ»,  — являются заказчиками продукции предприятия. За 2014 год было произведено 140 тысяч тонн бетона. За январь 2015 года завод уже поставил около 8 тысяч кубометров.

Работа на заводе организована в три смены, чтобы в любое время быть готовыми производить и отпускать бетон. Принцип простой: есть заявка — будет бетон. Для его доставки на любой объект имеется 6 автобетоносмесителей. Также на заводе есть 3 погрузчика, 2 самосвала грузоподъемностью 20 тонн, служебный автобус для доставки людей к месту работы.

…День моей командировки не был показательным в плане производственной напряженности, однако персонал не отдыхал: кипела работа по загрузке-разгрузке песка и щебня на  складе  инертных материалов, отгружался готовый бетон по заявке. А в здании, где установлено оборудование для рециклинга (промывки отходов бетона), выгружались емкости с отходами.

— Рециклинг — неотъемлемая часть современного бетонного производства,— рассказывает Анатолий  Осадчук.— Если на бетонном заводе налажена система рециклинга, значит, там есть возможность существенно экономить средства, используя вновь  остаточный бетон   после  промывки автобетоносмесителей или бетононасосов. Также мы  используем вторично и воду, которая берется для промывки.

…С продуваемой всеми ветрами территории, которая, несмотря на слякотную  погоду,  выглядит исключительно ухоженной, возвращаемся в административное здание, которое, к слову, построено из панелей, произведенных на родном предприятии.

Первый этаж, оказывается, отдан под заводскую лабораторию. Знакомит меня с ее работой ведущий инженер Людмила Путырская:

— Заводская лаборатория оснащена самым современным оборудованием, с помощью которого мы следим за качеством бетона, отправляемого нами на строительную площадку. Мы хорошо знаем, что любая выпускаемая партия нашего бетона будет применяться строителями только после подтверждения, что она соответствует тем требованиям, которые заложены в проект. И понимаем степень ответственности за нашу продукцию, к качеству которой предъявляются самые серьезные требования.

…Моя экскурсия по бетонорастворному хозяйству филиала «Белэнергостройиндустрия» закончилась практически одновременно с окончанием производственного совещания в дирекции Белорусской АЭС. Говорят, мне повезло, потому что насущные вопросы в этот раз были решены более оперативно. Наверное, рискнула предположить я, их было немного, потому что зима не самое благоприятное время для активного проведения строительных работ. Но предположение мое оказалось неверным. Хозяева дали мне возможность в этом убедиться, скорректировав обратный маршрут:  проезжая вдоль строительной площадки АЭС, я, безусловно, обратила внимание не только на огромное количество кранов, расположившихся на территории будущей атомки, но и на то, что вся эта техника не простаивала.

Действительно, сегодня Белорусская АЭС — это огромная (120 гектаров) строительная площадка, где все находится в движении. Попытаться осмыслить все происходящее, поверьте, невозможно, потому что масштабы происходящего сразу просто шокируют. Чтобы избавиться от предательского  холодка  под  сердцем, рожденного созерцанием  поистине атомных масштабов строительства, наверное, нужно быть ежедневно причастным к этой огромной стройке. И поэтому я абсолютно искренне, признаюсь, позавидовала нашим землякам, которые своими руками создают новую страницу в истории белорусской энергетики…

Елена  ШАНТЫКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *