Школы могут или должны зарабатывать?

Этот материал я запланировала написать давно. Поводом послужил разговор двух сестер, которые ехали со мной в одном вагоне из Минска в Брест.

— Ты не обижайся, но на юбилей мы не сможем приехать, потому что у Темы в субботу занятия в школе, — сказала одна из попутчиц.

— Ну что будет, если ребенок один раз не сходит? — удивилась вторая. — Тем более, как я понимаю, это дополнительные занятия? Неужели они так важны?

— Да, — кивнула первая. — С этим у нас очень строго. Нельзя пропускать. Занятия, хоть и платные, но дело далеко не добровольное…

shcola-5Данная ситуация показалась мне странной, поэтому изучить вопрос предоставления школами платных образовательных услуг захотелось подробнее: вероятно, вопрос этот не так прост, как может показаться. Но, вместе с тем, он актуален, потому что сегодня в редкой школе вы не найдете перечня платных образовательных услуг.Что они есть на деле? Возможность дать детям больше знаний и умений или возможность заработать на какие-то школьные нужды? От ответа на этот вопрос, мне показалось, будет напрямую зависеть качество этих самых образовательных услуг.

— Предметом деятельности школы, прежде всего, является образовательная деятельность, осуществляемая по реализации образовательных программ начального, базового, среднего образования, а также программы воспитания детей, — говорит начальник отдела образования, спорта и туризма райисполкома   Валентина Андреева. — Говоря об образовании, мы говорим о формировании знаний, умений, навыков учащихся и об  интеллектуальном, нравственном, творческом и физическом развитии личности. Безусловно, все это делается в рамках школьной программы на уроках, факультативах, курсах по выбору. Бесплатно для школьника, но не бесплатно для государства, которое несет финансовую нагрузку по оплате образовательного процесса.

Однако сегодня уже никого не удивишь тем, что школы активно предоставляют школьникам различные платные образовательные и развивающие услуги. И перечень их достаточно широк. На сайтах учреждений  образования республики  можно найти названия платных кружков и курсов и, вчитавшись, понять, что появление многих из них было вызвано не столько ученическим интересом, сколько, вероятно, настоятельными рекомендациями школам зарабатывать путем оказания платных услуг. Понятно, что городским школам делать это гораздо легче, чем сельским, где и количество учеников меньше, и интересы их не столь разноплановы, как и мотивация детей. Вот и приходится педагогам включать при создании какого-либо платного курса фантазию, гарантирующую школьникам  дополнительную возможность развиваться и обучаться, а школе — «заработок».

— Платные образовательные услуги вообще предоставляются с целью удовлетворения потребностей граждан в такого рода услугах, а также с целью развития индивидуальных способностей детей, — продолжает  Валентина Федоровна. — Но они не должны, если следовать логике и Кодексу об образовании, быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности учреждения. Есть учебная программа, есть большой выбор факультативных занятий, есть стимулирующие занятия. Даже эти часы не каждая школа может выбрать. Поэтому в качестве платных чаще встречаются именно развивающие услуги.

Их перечень, как и перечень услуг образовательных, определяется наличием спроса у родителей и детей, уровнем жизни, а также реальными возможностями школ (состоянием материально-технической базы, наличием квалифицированных кадров). Согласитесь, оказывать платные образовательные услуги должны только опытные педагоги, потому что велика ответственность за предоставленное качество знаний. Особенно, если речь идет о подготовке к централизованному тестированию.Одними из лидеров по оказанию платных услуг школьникам в нашем районе являются Марьиногорская гимназия и Марьиногор-ская СШ №2. В последней, например, за прошлый год всего заработали около 120 миллионов рублей.

— Определяя перечень платных услуг, мы ориентировались на то, что платными, согласно Кодексу об образовании Республики Беларусь, могут быть исключительно те курсы или кружки, программа которых выходит за рамки учебной (сверх установленных учебными планами), — рассказывает директор Марьиногорской СШ №2 Дина Павлова. — То, что ученик должен усвоить в рамках программы, он должен усвоить на уроках или дополнительных и факультативных занятиях по предметам. Платить за это родители не должны. Но, ориентируясь на интересы детей и родителей, мы можем предложить занятия сверх программ.

Так, в Марьиногорской СШ №2 существует, например, образовательный курс «Учусь творчески мыслить», для которого разработана специальная программа, приобретен ком-плект учебников и пособий. Знания и умения, которые приобретаются учениками на этих занятиях, дополняют учебную программу и позволяют ученику творчески развиваться.За рамки программы обучения в начальной школе выходит обучение компьютерной грамоте. Поэтому посещение платного кружка «Занимательная информатика» младшими школьниками также объяснимо и не идет вразрез с правилами.

В старших классах уроки информатики уже преду-смотрены программой. Но, тем не менее, платный курс в Марьиногорской СШ №2 также существует. На нем не ликвидируют пробелы в знаниях, не готовят к тестированию, а также идут дальше, за рамки программы. Образовательный курс называется «Программное обеспечение персонального компьютера». Здесь дети в прямом смысле разбирают компьютер по винтикам. На основе этого курса в школе создана локальная академия Cisco (сетевая Академия Cisco является проектом, осуществляемым совместно образовательными учреждениями и компанией Cisco Systems Inc., — мировым лидером в области сетевых решений).Есть в этой школе (как и во многих других) платные занятия по подготовке к ЦТ. Это вообще довольно востребованные занятия в любом учебном учреждении. Однако именно по поводу их существует немало противоречивых мнений. Родители и дети хотели бы, чтобы данные занятия (пусть и коллективные) заменяли бы репетиторство. И надеются на высокий уровень педагогов. Однако, к сожалению, опыт любого учителя по подготовке к ЦТ не равнозначен опыту работы в школе. Поэтому далеко не все педагоги берутся вести эти платные занятия.

Платными  и востребованными во всех школах сегодня являются курсы подготовки будущих первоклассников. Вот уж куда не нужно загонять из-под палки. Родители понимают, что данные занятия очень помогут ребенку в адаптации к новым условиям пребывания.

— Кроме того, мы, например, решили, что данные курсы ведут те учителя, которые набирают на следующий год первоклассников, — поясняет директор Марьиногорской СШ №2 Дина Павлова. — Дети за время общения близко узнают педагогов. Родители по словам ребенка смогут без труда определиться с выбором будущего первого учителя. Опыт показывает, что это правило работает замечательно. И данная платная услуга действительно полезна и востребована.

Вообще же, говоря о платных образовательных услугах, учителя единодушны в том, что это абсолютно нормально, когда школа может предложить школьнику больше, чем предусмотрено программой. Главное, чтобы понятие «школа может зарабатывать» не подменялось понятием «должна зарабатывать». Из-за такой подмены всегда будут возникать недоразумения и недовольства. Все должно быть органично: есть спрос  — нужно найти возможность и организовать предложение. Тогда сотрудничество будет взаимовыгодным и полезным. А планирование здесь не уместно.

— Именно об этом говорится в письме министра образования Михаила Журавкова о недоведении отдельных показателей, —  резюмирует тему Валентина Андреева. — В связи с наступлением сроков определения показателей социально-экономического развития на 2016 год Министерство образования считает нецелесообразным доведение учреждениям образования на 2016 и последующие годы плана по внебюджетной деятельности в связи с тем, что статьей 138 Кодекса об образовании Республики Беларусь за-прещается устанавливать нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности.  

Кроме того, в письме справедливо говорится и о том, что данные показатели никак не отражают реальных достижений учреждений образования. Поэтому, надеемся, в дальнейшем мы будем ориентироваться только на то, что школы не должны, но МОГУТ зарабатывать.

Елена  ИВАНОВА

Школы могут или должны зарабатывать?: 3 комментария

  • 31.01.2016 в 18:05
    Permalink

    30 января в СШ №2 состоялось собрание родителей будущих первоклассников. Там директор Марьиногорской СШ №2 Дина Павлова сказала то, о чем умолчала в этой статье: если ребенок по болезни пропустил несколько занятий, оплата за них взимается всё равно. А это 18300 руб за 30-минутный урок или 54900 руб за день (в день 3 урока). Позиция Павловой такая: не нравятся условия оплаты — не ходите на занятия. Сейчас у всех сложное материальное положение — и у школы, и у родителей. В детском саду, например, за занятия детей в кружках оплата производится по факту посещений. А тут с первых дней взаимоотношений со школой сразу портится впечатление.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

    Ответ
    • 02.02.2016 в 09:26
      Permalink

      Тоже самое в этой школе и с кружком Занимательная информатика — если ребенок не посещал занятия по какой либо причине, то платить все равно надо.

      Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

      Ответ
  • 29.01.2016 в 10:44
    Permalink

    Платные кружки — это не плохо. Мои дети с удовольствием посещают » Занимательную информатику» Но… Я считаю так , что если родители платят за образовательную услугу, пусть и небольшие деньги, то услуга должна предоставляться качественно. в нашем случае организация занятий оставляет желать лучшего. Довольно часто по различным причинам занятия отменяются. То олимпиады в школе проводят, то соревнования, то еще что-нибудь.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

    Ответ

Добавить комментарий для Лариса Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *