Купить бы рады…

Не знаю, как в больших городах, а жители периферии уже потихоньку начинают задаваться вопросом, где будут  одеваться, пока индивидуальные предприниматели, торгующие товарами легкой промышленности, решают как им быть. Это в столице много магазинов, где можно приобрести верхнюю одежду, обувь, белье и другие необходимые товары. А в тех же Дружном или Свислочи государственных обувных магазинов, например, отродясь не было. Известных сетевиков тоже нет. Да и в Марьиной Горке не наблюдается разнообразие  крупных государственных торговых объектов, где можно было бы видеть товары легкой промышленности  на любой вкус, размер и ценовые пристрастия. Всех  долгое время выручал рынок…

Сегодня большинство палаток на рынке закрыты. 

С 1 июля 2013 года на территории Республики Беларусь начал действовать Технический регламент Таможенного союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». Цель преследовалась благородная: обеспечить безопасность потребителей при приобретении и использовании товаров легкой промышленности, для чего была введена процедура подтверждения соответствия товаров требованиям регламента (на допустимое выделение вредных химических веществ, токсичность, электростатичность, гигро-скопичность, воздухопроницаемость, прочность и  так далее). Но в ходе воплощения в жизнь этой задачи появилось столько проблем, что потребителей, особенно в регионах, пускай и на время, не защитили, а, скорее, оградили от товаров вообще.

У индивидуальных предпринимателей, торгующих мелким оптом, появилась масса проблем с получением сертификатов на иностранную продукцию. Им посоветовали перейти на торговлю белорусским товарами. Некоторые прислушались к совету — их палатки на рынках были открыты и в январе, когда другие не работали. Но что они от этого выиграли?  И что выиграли покупатели? Об этом я попросила рассказать Инну Безрукову, которая продает белорусский трикотаж на рынке в Руденске.Торговля — дело семейное, и Инне Владимировне помогают ее родные, в частности, мама Ирина Николаевна, которая собственный бизнес и начинала.Оценив складывающуюся обстановку, они еще в марте прошлого года приняли решение перейти на торговлю только сертифицированным товаром, в том числе и белорусским. Сейчас основной продукт, который есть в палатке — женский и детский трикотаж, чулочно-носочные изделия, белье.

DSCN0054 (копия) копияИнна Владимировна рассказала, как выбирали поставщиков. Вопрос встал «кто — «Світанак» или «Полесье»? «Світанак» отпал практически сразу. Пинский трикотаж более качественный. Еще один плюс в пользу этого выбора добавило то, что у «Полесья» есть собственные склады в Минске, и с ними можно работать без посредников, а это значит, что на их продукцию нет лишних «накруток» в цене.   Нашлись и другие поставщики, в числе которых и компания «Уют Сити», где приобретают бумажно-ватную продукцию, обувь, текстиль и другие товары.

Все вроде бы хорошо. Поставщики есть. Но вот тут начинается самое интересное. Мелкие оптовики, по словам Инны Владимировны, проигрывают перед большими сетями. На складах  ИП закупают небольшие партии  продукции и практически не получают скидок. Крупные торговые предприятия берут огромные партии, и скидки на большой опт у них внушительные. Понятно, что по закупочной цене товар никто не продает — у всех есть наценка, чтобы заработать.  Но в связи с тем, что крупные торговые предприятия закупают товар дешевле, мы и наблюдаем такую картину:  в больших магазинах тот же пинский трикотаж, бывает, стоит меньше, чем на рынке у индивидуальных предпринимателей.

Инна Владимировна рассказала, что нередко им приходится закупать товар по той цене, по которой магазины «Евроопта», например, его реализуют покупателям. Был у них такой случай: колготки «Conte» им на складе продали по 22 тысячи рублей, а в «Евроопте» эту же модель уже продавали по 17 тысяч рублей.

Когда перешли на торговлю белорусским трикотажем, очевидной стала и еще одна проблема — практически нечего предложить молодежи. Большинство из того, что  выпускают белорусские производители, подходит людям среднего возраста и старше, и то довольно непритязательным. Модели, которые могли бы действительно заинтересовать молодежь и по качеству, и по цене есть, но  видим мы их в основном в интернет-магазинах.

Инна Владимировна ориентируется на местного покупателя, и точно знает, что жители поселка купят, а на что будут приходить просто полюбоваться. Красивые блузки, стоимостью больше чем в полмиллиона, она вряд ли сможет продать. Как не продаст на рынке и продукцию знаменитой «Элемы» — это очень дорого. Не получилось торговать и обувью «Марко» — закупленную небольшую партию  реализовывали почти год.

Помимо белорусской, в палатке Инны Владимировны есть и российская продукция, привезенная в основном из Иванова. Она вся тоже сертифицирована. Закупают все через посредников. Но сейчас пришли к решению от некоторых позиций отказаться, чтобы не рисковать:  пугают сообщения о поддельных сертификатах и ответственности за торговлю продукцией, к которой прилагаются недостоверные документы. Проверить их подлинность возможности нет.

Инна Владимировна честно призналась: за то время, что работает с белорусской продукцией, она пришла к выводу, что больше потеряла, чем приобрела. Не стоит в Руденске очередь за отечественными кофточками. Нет у индивидуального  предпринимателя реальной возможности привлечь покупателя если не эксклюзивностью товара, то хотя бы его ценой: большинство позиций стоят или столько же, сколько в крупных магазинах, или дороже. Отсюда и выручка не радует: за предыдущий месяц она заработала 15 миллионов рублей, и это в период, когда все покупали подарки и обновки к Новому году.  Из этих денег более 4 миллионов  рублей отдала за аренду, 1 миллион — за электроэнергию (для ИП она стоит 4 тысячи за один киловатт) и плюс налоги, и отсюда же деньги на закупку. А нужно еще и жить. Еще она показала мне блокнот, где записана выручка за каждый день этого месяца: 63 тысячи рублей, 49, 23, 180, 55… Четыре дня не было вообще ничего — 0. Есть два дня, где удалось заработать примерно миллион. Одну субботу можно считать удачной — 1 миллион 536 тысяч рублей. В тот день, когда мы разговаривали, за час в палатку зашел только один человек — ушел с парой носков.

Даже если сделать скидку на то, что в январе традиционно наступает затишье в торговле определенными видами товаров, ситуация вырисовывается довольно печальная. Инна Владимировна говорит, что вполне серьезно думает о том, чтобы свернуть бизнес. Торговать в убыток никто не будет.

Предположим, что индивидуальные предприниматели с рынка уйдут. Что тогда останется в Руденске, Дружном, Марьиной Горке? Откроют фирменный магазин «Марко» или «Отики», «Элемы» или «Милавицы», тех же «Полесья»,  «Світанка», «Conte»? Или построят большой торговый центр, где белорусские и другие бренды будут представлены в таком ассортименте и количестве, чтобы удовлетворить любого покупателя? Вопросы есть, ответов пока нет. 

Наталья  ПАРХОМЧИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *