Есть проблема. По дороге за знаниями…

Еще не успели стать ветхой историей времена, когда наличие автомобиля в семье было показателем далеко не среднего уровня жизни. Но сейчас все изменилось: автомобиль перестал быть роскошью и стал просто средством передвижения, без которого теперь для некоторых даже  визит в булочную, что в двадцати метрах от дома, трудно представить. Однако сегодня не об этом. Сегодня хотелось бы поговорить о поездках за… знаниями. Да, именно о поездках, потому что в пеший поход за ними с каждым днем отправляется все меньшее число школьников. Большинство же детей родители теперь возят в школу, даже если она расположена на расстоянии трех дворов…

— Именно поэтому я вынуждена годовалого ребенка поднимать рано утром, одевать его и брать с собой, когда веду старшую девочку в гимназию, — рассказывает мама первоклассницы. — Муж рано уезжает в Минск, бабушки наши живут далеко, а дочку при таком потоке машин, который теперь образуется по утрам в районе гимназии и детского сада, одну отпускать я опасаюсь.

img_7760Правда, младшему иногда все же удается поспать, потому что сосед молодой мамы через день возит в гимназию своего ребенка. В этом месте, наверное, следовало бы умилиться человечности. Но тут же вспоминаешь, что сосед живет в пару сотнях метров от учебного заведения… И что мешает папе взять ребенка за руку и прогуляться до школы?.. Так что, с одной стороны, спасибо соседу за помощь, а с другой —  разве не такая позиция и создает проблему для любого, кто не может сопроводить ребенка на занятия?

Факт активного автомобильного движения в районе домов финской за-стройки, расположенных в непосредственной близо-сти к гимназии и центру развития ребенка (ранее детскому саду №5), в по-следние несколько лет приобретает актуальность (снимок 1). Утро возле гимназии, на въезде в Новую Зарю (и выезде соответственно) в рамках провинциального города напоминает на протяжении определенного временного отрезка  автомобильный коллапс. Скажете, что преувеличиваю? Ну, тогда попробуйте  проехать по узким придомовым территориям, построенным без прозорливого взгляда в такое благополучное автомобильное будущее. Поверьте, вам понадобятся неплохие водительские навыки. Приготовьтесь не только к беспорядочному потоку машин, но и к такому же хаотичному передвижению беспечных школьников с наушниками в ушах и полной уверенностью, что  водители  должны быть вежливы и аккуратны.

Безусловно, многие стараются быть таковыми. Но далеко не все. Именно поэтому буквально за неделю ежедневного изучения ситуации «утро возле гимназии» я стала свидетелем нескольких не очень приятных, но, мне кажется, показательных моментов.

Сюжет первый. Девчонка лет десяти на тротуаре возле дома №39 ожидает подружку. Стоит спиной к проезжей части, поэтому цепочка машин движется без остановки. Как только подруги встречаются, обе без всякой даже секундной паузы для оценки дорожной ситуации начинают переходить дорогу… Возмущенные водители  сопровождают школьниц автомобильными сигналами, пробуждая, наверняка, тех, кто не успел проснуться в ближайших домах…

img_7764Ситуация вторая случилась на третий день после того, как я стала наблюдателем. На узком выезде (въезде) возле дома № 43 (сюда поворачивают в основном те, кто везет детей в сад, и отсюда выезжают в город жители сразу нескольких домов микрорайона финской застройки) не разъехались две машины. Никто не пострадал, к счастью, потому что развить большие скорости здесь невозможно. Но это ДТП стало еще одной иллюстрацией к тому, что проблема имеет место быть. К слову, буквально на следующий день в этом же месте я сделала фотографию, как владелец серого авто припарковал машину прямо в этом же проезде (снимок 2). И, вероятно, повел ребенка в гимназию. При этом родителя абсолютно не беспокоило то, что он перегородил проезд в двух направлениях. Понятно, что собралась пробка. Причем скопление машин пришлось как раз возле пешеходного перехода.

Говоря о переходе, должна сказать, что видят его далеко не все, несмотря на то, что  полоски не затерты. Но расположен он от остановки в нескольких метрах. А это для нашего народа уже далеко. Поэтому, выйдя из автобуса или маршрутного такси, родители с детьми (и по отдельности) перебегают дорогу прямо перед автомобилями в неположенном месте. Не нужно поэтому удивляться по поводу третьей ситуации.

А она была истинно валидольной. На автобусной остановке, кроме меня, стояли двое мальчишек. Они носились возле знака автобусной остановки и обсуждали какие-то школьные новости. Завороженная поступательными круговыми движениями школьников, я даже сразу не сообразила, как старший (лет девяти-десяти) мальчик метнулся на другую сторону дороги, где увидел своего приятеля. Такого поворота событий точно никто не мог ожидать. У меня просто остановилось дыхание. Наверное, примерно то же случилось и у водителя, вовремя надавившего на тормоз и тут же собравшего за собой вереницу тормозящих и сигналящих коллег, которые не успели разглядеть причину внезапной остановки первой машины. К счастью, и здесь не было нарушителей скоростного режима, поэтому дистанция сработала. Но что поразило, так это абсолютная беспечность ребенка. Он даже на градус не повернул голову в сторону дороги.

Отойдя от выходки старшего из мальчишек, я еще раз пережила точно такой же шок, когда младший, заметив автобус, по такому же сценарию бросился сообщить об этом старшему… На этот раз снова повезло, потому что цепочка машин была не в двух-трех метрах, а в десяти…

— Что вы хотите? — резко отвечает мне на вопрос о неправильной парковке водитель машины, который привез ребенка в детский сад. — Попробуйте остановиться возле дома № 43. Я привожу ребенка в сад каждый день около 7.30. Там все занято машинами жильцов и тех, кто приехал раньше. Поэтому я паркуюсь там, где придется. Да, включаю аварийку и оставляю машину на время, потому что ребенка одного не выпустишь. А какие варианты? Стать дальше? Ну, нет, я на работу опоздаю, если за 300 метров ходить начну. Пусть сделают здесь нормальную парковку. А пока у меня нет другого выхода, как нарушать.

Уверена, что такую пламенную речь я могла бы выслушать не один раз за утро. Но,  согласитесь, в ней, кроме здравого смысла, можно услышать и другое: оберегая своих детей, водители, рассуждающие так, создают проблемы для чужих. И разговор идет уже не о проблеме безопасности детей, а о трудностях для взрослых, которым почему-то не хватило места прямо у калитки учебного учреждения. 

img_7741О наличии в микрорайоне проблемы с парковочными  местами для машин  соглашаются и в гимназии. Педагоги говорят, что вопрос с парковкой уже поднимали по просьбе родителей, которые беспокоятся о безопасности детей,  самостоятельно добирающихся в гимназию и переходящих не раз, не два проезжую часть. А когда обзор закрыт припаркованными не всегда по правилам автомобилями  (снимок 3), о безопасности и думать сложно. Говорят также, что парковка вроде предусматривалась и должна была бы быть на месте, где сегодня стоят частные гаражи. Но вот дальше этих разговоров и выяснений  правомерности нахождения нескольких  гаражей возле гимназии дело пока не сдвинулось.

Правда, на классных часах ведутся другие беседы, в контексте которых учителя периодически напоминают детям о правилах поведения на дорогах. Но… Жизнь показывает, что не вся полезная информация принимается к сведению.

— Два учебных учреждения в непосредственной близости друг от друга. Расположены внутри жилой застройки, которая появилась почти 25 лет назад и была построена по прежним требованиям к строительству, не предусматривающим, как это принято сегодня, наличие 100 процентов парковочных мест для жильцов плюс 25 гостевых мест. Поэтому обстановка в час пик действительно становится сложной, — пояснили мне в отделе архитектуры и строительства райисполкома. —  Строительство в этом районе парковки в принципе технически возможно. Каким образом — это вопрос к проектировщикам. Но для того, чтобы начать работать в этом направлении, необходим заказчик.

— Да даже если и не парковка! — говорят водители. — Достаточно было бы сделать какой-то «карман» для минутной остановки. Высадил ребенка там, где ему не нужно будет уже переходить дорогу, и поехал дальше. Данный вариант в принципе существует и сегодня —  к примеру, проезд возле дома  №43. Но там вдоль проезжей части паркуются машины жильцов. Не откажешь же им в этом? Или карман на улице Армейская, который расположен с другой стороны гимназии, метрах в ста от центрального входа. Поэтому стоит поискать варианты.

Есть еще одно решение проблемы, подсказанное родителями. Правда, для этого нужны волонтеры из числа взрослых, которые организовали бы дежурство в наиболее опасных местах и следили бы, как дети переходят дорогу. В столице, например, в некоторых школах так дежурят члены родительских комитетов и педагоги.

В общем, мнений по поводу дорожной обстановки в утренние часы возле гимназии и центра развития ребенка, куда приезжают из разных частей города и района, много. Но пока понятно только одно: существующая проблема больше всего беспокоит тех родителей, которые не сидят за рулем авто по утрам. Только им сейчас интересно, почему дети должны становиться заложниками небезопасной ситуации, за которой пристально пока никто не следит.

Елена   ШАНТЫКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *