По неприметной тропе

Уже не раз приходилось убеждаться: даже самая рядовая поездка по району может принести немало неожиданностей. Стоит чуть-чуть свернуть с намеченного пути, и есть вариант увидеть то, о чем никогда не знал. Так случилось и у нас с коллегами: искали дом фермера, а нашли  заросшую эколого-краеведческую тропу, оформленную когда-то  по всем правилам.

dscn7204Ехали из Ветеревичей в сторону Омельно, проехали через Грибное и свернули на лесную дорогу. В лесу внимание привлек одинокий дом, на котором висела табличка: «В доме Анны Давыдовской лечили раненых партизан».  Дальше  среди сосен  три информационных стенда. На первом текст: «Здесь, в деревне Борцы, стоял дом (явочная квартира) Коско И.И., организатора подпольного и партизанского движения в Селецкой зоне. Сюда в ноябре 1942 года прибыл отряд С.А. Ваупшасова (Градова). Силы объединили для дальнейшей борьбы. (Дом сожжен фашистами в 1943 году)».  На следующем стенде — карта-схема, подписанная следующим образом: «Маршрут Коско И.И. и маршрут спецотряда Ваупшасова (Градова)». На третьем стенде текст: «Ко времени прибытия председателя Селецкого сельского Совета Коско И.И. (лето 1942 года) многие из местных активистов советской власти были казнены фашистами…». Дальше список, который, к сожалению, плохо читается.

Проехали немного по лесной дороге и увидели еще несколько информационных стендов-указателей. Надпись на одном из них гласит, что на месте, где  стенд был установлен, в 1941-1944 годах действовала партизанская кузница. В ней ремонтировали оружие, из неразорвавшихся мин выплавляли тол.  Делали печки-буржуйки для партизанских землянок, мастерили сани и повозки, изготавливали сельхозинвентарь.  Информацию на втором стенде, к сожалению, уже разобрать нельзя: и краска стерлась, да и охотники-вандалы так поупражнялись, что превратили его в решето.

dscn7203На обочине лесной дороги мы  заметили также большой черный  валун с надписями, которые, к сожалению, покрыты лишайниками и не читаются, но на одной из сторон камня  можно разобрать слова «жизнь… подпольщика… тракториста Рухлевича».

Дальше дорога привела в Борцы — деревеньку, где сохранилось только пару домов. Все остальное — либо места, где еще «читаются» периметры строений, либо полуразрушенные сараи. Зато на старых грушах прибиты таблички. «Кузнец-оружейник Давыдовский Иван дал приют и спасение подпольщице Дубровской и ее семье и семье евреев Плавник», — написано на одной из них. А другая сообщает, что семья Луцевича Ивана шила партизанам маскхалаты и палатки.

Из всего этого понятно, что эколого-туристическая тропа пролегала по местам, связанным с деятельностью в годы Великой Отечественной войны селецких подпольщиков и спецотряда НКВД «Местные»  под командованием Станислава Алексеевича Ваупшасова.

dscn7206В начале 1942 года по поручению народного комиссариата  государственной безопасности СССР Станислав Алексеевич  Ваупшасов организовал спецгруппу из 32 человек. В марте 1942 года  она перешла  линию фронта и отправилась  в тыл противника (маршрут передвижения группы  и  показан   на  карте-схеме, о которой шла речь выше). В марте 1942 года группа остановилась  в лесу вблизи деревни Валентиново Плещеницкого района. Здесь она пополнилась новыми бойцами и  стала партизанским отрядом особого назначения под названием «Местные». Осенью 1942 года спецотряд передислоцировался в Минскую область  и действовал здесь по июль 1944 года. Штаб отряда и сам командир первоначально остановились в деревне Завод  нашего района. В ноябре 1942 года в отряд «Местные» влились партизанские отряды  «Непобедимый» под командованием советского офицера Тимофея Кускова и имени Котовского, командиром которого был председатель Селецкого сельсовета Иосиф Коско, имя которого также значится на информационных стендах в лесу.

dscn7207Иосиф Иосифович Коско до войны жил в деревне Борцы и был председателем Селецкого сельсовета, который в то время относился к Гресскому району. Когда началась война, он ушел вместе с Красной Армией, принимал участие в боях, был контужен и оказался в глубоком тылу за Волгой. Семья Иосифа Иосифовича осталась в родных краях. Сам он вернулся домой летом 1942 года с заданием организовать партизанский отряд. Помогла в этом деле супруга Ольга Алексеевна. Она была хорошо осведомлена о местных делах и знала,  кто пошел служить в полицию, а на кого можно положиться. Да и база для отряда имелась: в укромных местах леса еще до прихода оккупантов были оборудованы землянки и хранилища, где активисты успели спрятать кое-что из колхозного имущества. Кроме этого, смельчаки собирали по округе оружие, приводили его в порядок и тоже припрятывали до  подходящих времен. У некоторых местных жителей остались радиоприемники: их слушали, переписывали сводки с фронтов и разносили по окрестным деревням. За то, что сохранил радиоприемник, погиб тракторист  Владимир Рухлевич, которого каратели повесили на арке сельсовета (об этом, видимо, свидетельствовала надпись на черном валуне). 

В отряд, который организовал Иосиф Коско, первоначально  входил 21 человек. Были это и окруженцы, и местные жители, в числе которых механик Николай Далидович, председатель колхоза «Ленинский путь» в деревне Пруцк Ветеревичского сельсовета Владимир Яковицкий, ветфельдшер Константин Варивончик и другие. Первоначально отряд назвали «Борцы», а чуть позже, когда численность партизан увеличилась, он получил имя Григория Котовского.  Объединившись со спецотрядом Ваупшасова,  местные жители отважно воевали с врагом.

dscn7229Советских партизан поддерживало местное население. В близлежащих деревнях жители всегда готовы были встретить и обогреть лесных бойцов, пекли им хлеб, готовили бани, стирали одежду и перевязочные бинты, лечили раненых. Об этом и говорит табличка на одиноком доме в лесу.

За  период  боевой  деятельности спецотрядом «Местные» были подорваны  187  эшелонов с живой силой, техникой  и бое-припасами, уничтожено свыше  14 тысяч гитлеровцев. Из 52 крупнейших диверсий, организованных спецотрядом,  более  40 были совершены подпольщиками в Минске, где отряд  имел 120 явочных конспиративных квартир. В городе только от   «Местных» действовали  сотни разведчиков и до 30 диверсионных групп. При отряде с конца лета 1943 года  находился Минский подпольный горком партии, выпускалась подпольная газета «Минский большевик».

dscn7231Затерявшаяся в лесном массиве эколого-краеведческая тропа была построена  к   60-летию  Великой Победы — об этом  свидетельствуют надписи на сохранившихся стендах. Непонятно только, почему она была забыта и пришла в такое плачевное состояние. А ведь это очень интересные места. Здесь есть о чем поговорить людям любого возраста. В интернете удалось  отыскать книгу «Войной опаленная память», автором-составителем которой является Василий Коско. В ней собраны воспоминания участников подпольного и партизанского движения из этих мест, описано немало интересных историй. Например, есть рассказ о том, как партизанские умельцы-оружейники отремонтировали броневик. И о том, как священники церкви в Поречье во время проповедей чуть ли не в открытую призывали людей дать отпор оккупантам, и о том, что в местах, где  базировались партизаны, прежде был питомник князя Радзивилла. Одним словом, интересное место для походов. К нему стоит приглядеться внимательней и восстановить заброшенную тропу, заявив ее как один из туристических объектов района.

Наталья  ПАРХОМЧИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *