Открыть дорогу в мир ощущений…
Число детей с особенностями психофизического развития (ОПРФ), к сожалению, увеличивается. Эту тенденцию специалисты отмечают и на уровне республики, и на уровне регионов. В нашем районе таких детей сейчас 1456. Все они требуют особых подходов в воспитании и обучении. В районе работу с детьми с особенностями психофизического развития проводит и координирует Пуховичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). При его участии создаются и работают специальные классы и группы и в учреждениях образования. Сеть их в районе постоянно растет, особенно на дошкольном уровне. Только к началу этого учебного года открыто 7 специальных групп на базе дошкольных учреждений образования: 3 в городских детских садах и 4 в сельских. Это позволяет на ранних этапах жизни ребенка выявлять проблемы и проводить коррекционную работу.
Увеличение количества детей с особенностями психофизического развития отметили и работники SOS – Детская деревня Марьина Горка. Такие ребята все чаще стали пополнять семьи социально-педагогического учреждения. Это обстоятельство еще в 2014 году привело директора детской деревни Дмитрия Колтовича в ЦКРОиР. В его планах было организовать для своих подопечных комплексную коррекционную помощь: в SOS — Детской деревне работают высококвалифицированные психологи, а вот своих педагогов-дефектологов нет. Между двумя учреждениями началось совместная работа. И сейчас SOS – Детская деревня Марьина Горка единственная в республике, которая тесно сотрудничает с центром коррекции.
В результате этого сотрудничества возникла идея заняться совместной проектной деятельностью. Написание проектов для получения финансирования под реализацию определенных идей — достойная альтернатива привычному поиску спонсорской помощи. Тем более, что финансированием проектов определенной направленности занимается немало различных организаций. Нужно только определиться, кому действительно будут интересны выдвигаемые идеи.
— Первым был разработан и реализован совместный проект «Логопедические тропинки», — рассказала директор ЦКРОиР Ольга Горелик. — Благодаря ему в центре всем необходимым был укомплектован кабинет ранней комплексной помощи для детей от рождения до трех лет. Было приобретено немало методических пособий, пеленальный столик, обновлен диагностический инструментарий. Сейчас 15 детей от года до трех лет получают помощь на базе центра, и этого кабинета в частности.
Следующий проект, над которым партнеры начали работу в 2016 году, — «Волшебный мир сенсорной комнаты». В ЦКРОиР функционирует специальная группа для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в которой обучается 7 ребят. Для 13 ребят организовано обучение на дому. Это дети с синдромом Дауна, с аутизмом, умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, с детским церебральным параличом, нарушением эмоционально-волевой сферы. Они не могут получать весь полезный многообразный опыт так, как обычные дети, которые изучают мир в том числе и через чувственное восприятие. У детей с перечисленными выше проблемами всегда имеются сенсорные нарушения. И для того, чтобы ослабленные органы чувств могли реагировать на то или иное действие, требуется более сильная, часто повторяющаяся стимуляция, что и возможно успешно реализовать во время занятий с детьми в условиях сенсорной комнаты.
Сенсорная комната предлагает гораздо больше впечатлений, чем обычное окружение, и позволяет их использовать более длительное время. Мягкие полы, мягкое освещение, зеркальный шар, успокаивающая мелодия снимают чувство опасности, напряжения, расслабляют детей. Аутичные дети начинают заинтересованно играть с водой и песком, слушают разнообразные звуки, которые создает акустическая панель, что помогает найти ниточку контакта с таким ребенком. Фиброоптический модуль «Молния», пузырьковая колонна позволяют получить заряд энергии, активизировать эмоциональный фон. Сенсорная тропа, тактильные панели пробуждают интерес к познанию и обучению. Все это оборудование было закуплено в ходе реализации проекта. Оно уже установлено и готово к работе. Ольга Владимировна в разговоре заметила, что во многих коррекционных центрах области созданы сенсорные комнаты, но наполнение, которое в рамках проекта смог приобрести Пуховичский центр, встречается редко.
Уже решено, что на занятия в этой комнате будут приезжать и те дети, которые сейчас занимаются на дому, и ребята из SOS – Детская деревня. Это поможет им открыть дорогу в богатый мир ощущений.
Создание сенсорной комнаты — не все, чем занимаются в центре коррекции в настоящее время. Параллельно идет работа по реализации проекта «Использование современных интерактивных и информационно-коммуникационных технологий в обучении и успешной социализации детей с ОПРФ». На первом его этапе для центра приобретена интерактивная доска, которая тоже скоро будет установлена. Сам проект будет работать до 2018 года.
В рамках проектной деятельности ЦКРОиР при поддержке SOS – Детская деревня организовал обучение педагогов. В течение последних двух лет прошли курсы повышения квалификации для педагогов-дефектологов по программе «Организация активной сенсорно-развивающей среды в учреждениях образования». Затем специалисты изучали методы арт-педагогики в системе коррекционно-педагогической работы, учились использовать на своих занятиях интерактивную доску. Все занятия были организованы на базе района. И такая возможность — еще один плюс проектной деятельности.
Зная, что в рамках реализации проектов будет приобретено новое оборудование, в ЦКРОиР решили привести в порядок и кабинеты, где оно будет установлено. За помощью обратились на ТЭЦ-5. Директор предприятия Владимир Кишко лично побывал в центре, познакомился со спецификой его работы и условиями, в которых занимаются детки. В результате руководством ТЭЦ-5 было принято решение оказать помощь центру. Предприятие закупило все необходимые для ремонта материалы, прислало бригаду строителей. И центр сильно изменился. Его помещения стали современными и уютными. Все готово для продолжения проектной деятельности. ЦКРОиР совместно с SOS – Детская деревня Марьина Горка уже заняты разработкой новых идей.
Наталья ПАРХОМЧИК.