Человек и его дело. Когда есть место эксперименту
Когда-то ученица хорового отделения Марьиногорской детской школы искусств Наталья Захарчук с удовольствием приходила на занятия к своим любимым педагогам Татьяне Сикорской, Татьяне Липатовой, Людмиле Ажгирей. Сегодня с таким же удовольствием заместитель директора Наталья Федоровна Захарчук приходит на работу в то же самое учебное заведение. Она откровенно признается, что путевку в жизнь ей дала родная школа искусств. Именно здесь зародилась любовь к музыке и профессии учителя — самой интересной из всех профессий. А во время учебы в Могилевском музыкальном училище имени Римского-Корсакова появилась уверенность, что ее призвание — учить детей игре на фортепиано. И Наталья Федоровна после окончания учебного заведения вернулась в свою родную школу в статусе учителя. Другого места работы она, кстати, и не представляла.
Есть категория людей, которые просто не переносят рутину. Наталья Федоровна относится именно к таким. Она давно решила, что профессиональное самосовершенствование не позволит появиться даже росткам равнодушия и скуки в работе. Поэтому в ее профессиональной жизни постоянно присутствует учеба. После музыкального училища решила освоить теорию и методику обучения и воспитания в области искусства в Белорусском педагогическом университете имени Максима Танка. Окончила магистратуру, потому что очень хотелось разобраться в проблеме набора в школы искусств и мотивации к учебе. Ее магистерская диссертация именно об этом. И работа эта не просто написана для защиты магистер-ской степени: она внедрена в практику работы родной школы.
Став магистром педагогических наук в области искусства, Наталья Захарчук не остановилась. Побывать на интересных курсах повышения квалификации — жизненное правило. И не только побывать самой, но и организовать обучение для своих педагогов. На Наталье Федоровне как на заместителе директора лежит обязанность организации методической работы с преподавателями не только родного учреждения образования. Марьиногорская детская школа искусств — центр методиче-ской работы в районе для подобных учебных заведений. И здесь проходит немало интересных семинаров, практикумов, встреч. Например, в ближайшее время в школе ждут Ларису Жукову, доцента Белорусской государственной академии музыки, с которой собираются обсудить проб-лему исполнения произведений Иоганна Себастьяна Баха. Наталья Федоровна рассказала, что сейчас многие исполнители музыку Баха «осовременивают», уходят от классической школы. Преподаватели музыкальных школ района решили посмотреть, что получается у них, и с опытным специалистом теории и истории исполнительского искусства провести «работу над ошибками». Школа тесно сотрудничает и с гимназией-колледжем искусств имени Ивана Ахремчика. Преподаватели ездят туда на консультации, обмениваются с коллегами репертуаром, проводят совместные семинары. Наталья Федоровна утверждает, что коллеги у нее замечательные, и проводить с ними разнообразную методическую работу интересно, потому что чувствуется отдача.
Наталья Федоровна остается и учителем. Она с удовольствием обучает своих учеников игре на фортепиано и готовит их к различным конкурсам. Конкурсную деятельность преподаватель также считает главной частью своей работы. В ее понимании — это важная составляющая педагогического роста, ведь процесс подготовки к конкурсу многогранен. Ребенка нужно заинтересовать, а родителей мотивировать, разработать методику работы с учеником и понять, можно ли сделать из него артиста. Ее ученикам участвовать в конкурсах нравится. А ей нравится их готовить. Свидетельством тому, что эта сложная работа приносит свои плоды, — дипломы лауреатов, которые уже получили ученики. И планы на будущее, в которых, кстати, есть место эксперименту.