Как привлечь туристов в Беларусь.

М-1Агроэкотуризм —  один из относительно новых для нашей страны  видов отдыха.  В настоящее время в Беларуси гостей принимают более чем две тысячи агроусадеб.  Есть они и в нашем районе.

Все хорошо понимают, почему государству выгодно поддерживать развитие въездного  туризма: люди привозят в страну деньги. По той же причине развитие агротуризма может быть интересно и на уровне регионов, ведь туристы  платят не только владельцам агроусадеб за оказанную услугу. Они оставляют деньги в магазинах, на заправочных станциях, в учреждениях культуры. Выгодно многим, чтобы в район приехало как можно больше гостей.

На законодательном уровне сделано немало для того, чтобы  агротуризм успешно развивался. Но, как и в любом деле, есть еще вопросы, которые стоило бы проработать. Что-то владельцы агроусадеб могут сделать сами, но где-то без помощи местных властей не обойтись. О том, что способствует и что мешает развитию  агротуризма, мы беседовали с владельцем усадьбы «Малинники»  Сергеем Поляковым.  Он  член клуба отельеров и рестораторов Беларуси, который объединяет людей, занятых в гостиничном, ресторанном и туристическом бизнесе. Сергей Анатольевич  живо интересуется всем, что связано с вопросами гостеприимства. И он уверен, что  агроусадьбы могут принести большую пользу району.

В агроусадьбе «Малинники» за год   бывает до тысячи  туристов и из нашей страны,  и из-за рубежа. Что касается иностранцев, только за пять месяцев этого года там побывало  около 50  туристов из Израиля, Литвы, Польши, Казахстана, России.

Важную роль в привлечении гостей, по мнению Сергея Анатольевича, играет инфраструктура. Люди привыкли пользоваться благами цивилизации. Свет и горячая вода, мобильная связь и скоростной интернет — большинство не готово от этого отказаться, даже стремясь уехать в какую-нибудь глубинку.  И сегодня это плюсы, которые могут повлиять на решение человека при выборе места отдыха. С этим владельцам агроусадеб приходится считаться. Но если вопрос с горячей водой решается просто в любых условиях, то мобильную связь без посторонней помощи не обеспечишь.

Еще одна важная проблема — дороги. Маркетологи знают, что один человек о хорошем опыте расскажет примерно десяти другим. А молва о плохом разносится мгновенно, и подсчитать, сколько людей будет знать о недостатках, просто невозможно. Особенно теперь, когда люди привыкли рассказывать обо всем, что с ними происходит, в социальных сетях.  Если почитать отзывы об автопутешествиях,  в девяноста процентах из ста  встретишь  рассказ о том,  по каким дорогам добирались до цели.  Понятно, что состояние местных дорог — больная тема. Но не хотелось бы, чтобы это обстоятельство служило причиной тому, что туристы выбирают для отдыха другой регион.

Приезжая отдохнуть, человеку не хочется тратить много времени на всякие официальные процедуры и формальности. Например, большинство иностранных граждан, прибывающих в республику, в течение пяти суток должны  оформить регистрацию. Сделать это можно в Министерстве иностранных дел, или органе внутренних дел, или гостинице. Получается, что отдыхающие в нашем районе иностранные туристы  должны съездить в Марьину Горку и потратить время  на оформление регистрации, отложив в сторону другие дела.  Сергей Анатольевич  считает, что агроусадьбы, так же, как и гостиницы, могут регистрировать гостей и сообщать в установленной форме в РОВД. Он на это разрешение получил, чем избавил своих гостей от лишних забот.

Еще один момент. Все больше и больше людей за услуги привыкли рассчитываться банковскими карточками.  Владельцам агроусадеб нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда их  зарубежные гости на автомобиле  по территории Беларуси ехали ночью, по дороге не встретили ни одного работающего  пункта обмена валют, поэтому в кошельках привезли  только иностранные деньги и банковские  карточки. В деревне отделения банка, где можно поменять валюту, тоже нет. Нужно куда-то ехать и решать проблему. А это лишние неудобства, с которыми на отдыхе сталкиваться совсем не хочется. Чтобы избавить от них гостей, Сергей Анатольевич у себя установил терминал для безналичной оплаты. И он благодарен  работающему в районе отделению «Белагропромбанка» за помощь в этом деле. Сергей Анатольевич считает это реальной поддержкой  сельского туризма на уровне района.

Способствуют развитию агротуризма различные фестивали и другие интересные мероприятия, которые проводятся в районе. Чем больше их — тем лучше. Это привлекает туристов. Сергей Анатольевич какое-то время жил в США. Он рассказал, что в городке, где обосновался, каждую неделю на протяжении всего лета проходили мероприятия — ярмарки, фестивали, выставки. Это было большим подспорьем мелкому бизнесу. Например, под каждое событие формировалась своя сувенирная продукция, и тем, кто ее изготавливал,  понятна была система сбыта. Люди знали, когда и на чем могут заработать. Пусть и не глобально, но решалась проблема занятости населения, с одной стороны, а с другой — город получал прибыль от туристических услуг. Есть и свой опыт. Недалеко от «Малинников» расположен музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий «Дудутки». И когда там проводят крупные мероприятия, агроусадьба не пустует. Например, к фестивалю «Наш Грюнвальд 2017», который пройдет в конце июля, места уже давно забронированы.

В туристическом бизнесе полно подводных камней. На количестве гостей однозначно сказываются кризисные явления в экономике. Но есть такое утверждение: кризис — это время, которое лучше всего использовать для развития. Если в кризис не меняться, бизнес может остановиться. И Сергей Анатольевич  проверил это на собственном опыте.  Первоначально в его агроусадьбе были гостевые домики, рассчитанные на людей, которые могут себе позволить  только бюджетный отдых. Но в 2015 году экономическая ситуация сложилась так, что как раз эта категория  и оказалась в самой сложной финансовой ситуации, и  люди отдыхать не поехали. Нужно было что-то решать. Чтобы поддержать бизнес, он решил  построить коттедж, который отвечал бы запросам… более обеспеченной категории клиентов.  И не прогадал.  Получилось, что в кризис предложил более дорогие услуги, и это сработало: новый коттедж не пустует.

Все, о чем мы говорили, Сергей Анатольевич обсуждал и со своими товарищами по бизнесу. Осенью минувшего года он пригласил членов и гостей Клуба отельеров и рестораторов Беларуси провести октябрьское заседание  у себя в агроусадьбе. Мероприятие получилось полезным.  Это хорошо, когда рядом те, с кем можно обсудить проблемы, связанные с успешным развитием бизнеса. А в сфере агротуризма их остается еще немало.

Наталья  ПАРХОМЧИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *