Как защитить потребителей.

 

ПотребительКаждый из нас ходит за покупками, заказывает различные услуги.  Поэтому все мы — потребители. И всем нам хочется, чтобы купленные вещи служили долго, а полученные услуги точно соответствовали нашим запросам и обещаниям тех, кто их оказывает.  Однако так бывает не всегда. Случается, что со стороны потребителя  возникают претензии к качеству товаров или услуг, которые в ряде случаев без постороннего вмешательства разрешить не удается. Отделом  экономики  районного исполнительного комитета, где есть должностное уполномоченное лицо по защите прав потребителей,  постоянно проводится работа по рассмотрению обращений граждан по вопросам, касающимся сферы торговли и услуг. Однако специалисты нередко сталкиваются с ситуацией, когда недопонимание  некоторых   нюансов в деле защиты прав потребителей является препятствием для быстрого и объективного решения возникшей проблемы.

В случае возникновения конфликтной ситуации в первую очередь необходимо обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю), у которого был приобретен товар (работа, услуга). Многие дорожат своей репутацией и предпочитают все проблемы покупателя решать сразу по устному его заявлению. Если же продавец (изготовитель, исполнитель) не торопится решить проблему, лучше всего все свои требования изложить письменно в виде претензии. Этот документ обязательно должен содержать следующие сведения: наименование организации,  индивидуального предпринимателя, которому направляется претензия; фамилия, имя, отчество гражданина, предъявляющего претензию; данные о его месте жительства; изложение сути претензии (когда, где и что было приобретено; по какой цене; чем  это можно подтвердить, недостатки товара, работы, услуги); требования, предъявляемые продавцу (изготовителю, исполнителю). Согласно статье  20  Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», человек, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения покупной цены товара, бесплатного ремонта, возмещения расходов по ремонту, возврата денег за некачественный товар. Потребитель сам выбирает требование, которое он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю).

Претензию можно отправить по почте заказным письмом или с уведомлением о вручении на юридический адрес продавца (изготовителя). Претензию потребитель также может оставить в книге замечаний и предложений, которая должна находиться в каждом торговом объекте. Желательно иметь копию претензии на тот случай, если продавец (изготовитель) не удовлетворит требования потребителя, либо удовлетворит  их частично. Копия претензии, а также документы, подтверждающие факт получения продавцом (изготовителем) претензии, понадобятся при обращении в суд. Если претензия к продавцу (изготовителю, исполнителю) осталась без рассмотрения  либо результаты ее рассмотрения не устраивают потребителя, то потребители имеют право на государственную и общественную защиту своих интересов.

Защита прав потребителей в Республике Беларусь осуществляется в досудебном и судебном порядке. В досудебном порядке потребитель может обратиться для защиты своих прав с обращением в государственные органы либо общественные объединения. Государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы. Координирующая роль в данной сфере отведена Министерству антимонопольного регулирования и торговли.

В случае, если конфликтная ситуация между потребителем и продавцом не разрешена в досудебном порядке, потребитель имеет право обратиться с иском о защите своих прав в суд по месту жительства или нахождения истца либо ответчика; исполнения договора либо причинения вреда (по выбору потребителя). Согласно Закону, потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

При обращении в суд потребитель выступает в роли истца, а виновная сторона (изготовитель, исполнитель, продавец) — в роли ответчика. Цель суда состоит в окончательном разрешении спора между сторонами, определении их прав и обязанностей. Для защиты своих интересов в суде потребитель может обратиться в общественные объединения потребителей, в юридическую консультацию с целью оказания помощи адвокатом в составлении искового заявление и представления интересов потребителя в суде, в местный исполнительный и распорядительный орган, самостоятельно представлять свои интересы.

Нередко есть необходимость сделать досудебную или судебную экспертизу по выявлению наличия недостатков в товаре (выполненной работе, оказанной услуге) и определению причин возникновения этих недостатков. Ее могут  провести в следующих организациях: 

ООО «Минское общество   потребителей»  — тел.:   (8-017)  226-03-15,   (8-017) 226 -72-90;

ООО    «Судебно-экспертная    коллегия   —     тел.: (8-017) 298-14-19, 248-21-43;

ООО    «Федкон»  —     тел.:    (8-017) 284-94-52,   (8-017)  284-39-34.

Светлана  ЖИЛЬЧИК,

заместитель начальника отдела экономики  райисполкома.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *