Работу знаменитого скульптора, сделанную в память о летчике-фронтовике, можно увидеть в Турине
Турин и его окрестности — родина Финских. Именно здесь корни многих людей, носящих эту фамилию, в том числе и известного белорусского скульптора, доцента кафедры скульптуры Белорусской государственной академии искусств, лауреата Государственной премии Республики Беларусь Александра Финского. На деревенском погосте нашли упокоение многие его родственники. В том числе и человек, которого, по признанию Александра Михайловича, он особенно уважал — родной брат его отца, военный летчик, полковник в отставке Николай Алексеевич Финский. Год назад он ушел из жизни. И Александр Михайлович в знак уважения сам спроектировал ему памятник. Теперь на деревенском кладбище можно увидеть работу знаменитого скульптора, сделанную в память о летчике-фронтовике.
Николай Алексеевич прожил яркую жизнь. Родился он в 1922 году. Детство провел на хуторе Веселый Гай недалеко от Турина. В 1937 году окончил Туринскую начальную школу, а в 1940-м — Марьиногорскую среднюю школу (сейчас Марьиногорский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа). Николай Алексеевич был почетным гостем на празднике, посвященном 60-летию школы, и тогда вспоминал, как старше-классники помогали ее достраивать. Занятия в новом учебном заведении начались осенью 1937 года, но в здании работы было еще немало. И ученики после уроков помогали приводить все в порядок. Николай Алексеевич рассказал, что тогда получил свою первую зарплату.
А вот на выпускном вечере в 1940 году его не было: не дождавшись торжественного вручения аттестата, он забрал документы и уехал поступать в Московское Краснознаменное авиационно-техническое училище, курсантом которого и стал. Получив специальность авиационного техника, перед самой войной был направлен на аэродром Медвежий в Ленинградскую область, где в то время формировалась новая авиационная часть.
Какова она, горечь потерь, Николай Алексеевич узнал уже в первый же день Великой Отечественной войны: утром 22 июня 1941 года немецкая авиация бомбила аэродром, и у него на глазах погибли многие друзья и товарищи.
Начался тяжелый период отступления через Валдай, Рыбинск, Курск. Тяжелые оборонительные бои обескровили советскую авиацию, стала ощущаться острая нехватка летчиков, и Николай Алексеевич, как и многие молодые техники, был направлен на ускоренную летную подготовку и в дальнейшем свой боевой путь прошел в качестве штурмана пикирующего бомбардировщика ПЕ-2. Он был участником Курской битвы, операции «Багратион» в составе 2-го Белорусского фронта, Берлинской операции в составе 1-го Белорусского фронта.
На протяжении всей войны Николай Алексеевич ничего не знал о судьбе своих родных, оставшихся на оккупированной территории. И во время освобождения Беларуси, когда их часть перебазировалась под Бобруйск, он уговорил командование разрешить ему слетать навестить родственников. В Турине потом еще долго вспоминали, как на поле недалеко от хутора Веселый Гай приземлился военный самолет, и как встречали там сына-летчика.
После окончания Великой Отечественной войны Николай Алексеевич служил в Украине, Азербайджане, Латвии. Окончил Киевское авиационно-инженерное училище, после чего командовал спецподразделениями в составе группы Советских войск в Германии. А в Беларуси службу проходил в части, которая базируется в поселке Мачулищи. Завершил свою армейскую карьеру он в 1970 году и после отставки продолжал трудиться в опытно-конструкторском бюро «Пеленг».
Служба Николая Алексеевича отмечена рядом боевых наград, в числе которых ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медали «За взятие Берлина» и «За боевые заслуги».
Николай Алексеевич Финский немного не дожил до своего 95-летия. Как пилот, у которого все удачно сложилось, он вернулся туда, откуда началась его дорога в небо. Именно так объяснил идею памятника Александр Михайлович Финский, изобразив на нем родной дом летчика и взмывающий к небу самолет.
Наталья ПАРХОМЧИК.