Как остановить детскую истерику, задав всего один вопрос

Капризы и истерики бывают у всех детей. Можно ли с этим что-то сделать, или надо просто подождать, пока ребенок подрастет? Интересный совет по этому поводу мне недавно попался на глаза. Мама пятилетней дочери говорит, что, кажется, нашла «формулу», как можно быстро поменять направление мыслей ребенка, который вот-вот начнет скандал из-за какой-то мелочи.

Такие скандалы ее дочь стала часто закатывать после того, как пошла в детский сад. И тогда мама отправилась к психологу. Он объяснил, что задача родителей дать детям понять: мы уважаем и понимаем их чувства. И готовы вместе участвовать в решении проблемы.
Еще нужно выяснить совместно, что маленькая проблема обычно самая быстрая в решении и простая. Средняя решается не в ту же секунду: нужно понять, что есть вещи, которые требуют времени. Если проблема серьезная (ее ребенок считает важной), то ей придется уделить еще чуть больше времени. Иногда нужно помочь ребенку понять, что в жизни не все происходит так, как нам хочется.
Итак, представьте ситуацию, когда ребенок готов начать скандал. Повод не имеет значения: у куклы отвалилась рука, пришло время ложиться спать, домашнее задание не получается или просто не хочется делать то, о чем вы просите. Мы смотрим ребенку в глаза и спокойным голосом задаем один вопрос: «ЭТО БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА, СРЕДНЯЯ ПРОБЛЕМА ИЛИ МАЛЕНЬКАЯ ПРОБЛЕМА?».
Когда девочка, по словам матери, начинала думать о том, что с ней происходит, это действовало на нее просто волшебным образом. Ребенок пытался оценить проблему и переставал плакать.
Вот конкретный пример. Мама и дочка шли на улицу. Дочка хотела надеть свои любимые брюки, но они были в стирке. «Она уже начала кукситься, когда я спросила: «Алиса, это большая, средняя или маленькая проблема?». Она посмотрела на меня и тихо сказала: «Маленькая». Мы уже знали, что небольшие проблемы легко решить. Я попросила ее предложить вариант решения, и она сказала: «Выбрать другие штаны». Я поздравила ее с тем, что она смогла сама решить проблему, потому что очень важно похвалить ребенка за то, что он справился».
Казалось бы, так все просто. Но сработает ли на самом деле такой прием? Я проверила, когда у внучки начинались капризы по поводу того, что мы не едем на озеро. Помешало не наше нежелание, а темная туча, которая висела как раз в том направлении. Мы спокойно выяснили, что проблема большая, потому что мы не в силах остановить тучу. Значит, нужно просто подождать. Истерика не случилась.
В общем, правило простое. Но работает только в том случае, если ребенок в состоянии классифицировать сложность проблемы. А для этого родителям нужно уметь быть убедительными в объяснениях.

Елена  ИВАНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *