Наша землячка — прима-балерина Большого театра оперы и балета, Заслуженная артистка Беларуси и… многодетная мама

Ирина Еромкина —  прима-балерина Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, исполнительница всех ведущих партий практически во всех балетных постановках театра, Заслуженная артистка Беларуси, одна из немногих балерин, которые стали многодетными мамами и не завершили карьеру… А еще она — наша землячка, уроженка поселка Свислочь.

Договориться с Ириной о встрече,  на удивление, получилось с первой  попытки.

Титулованная балерина оказалась удивительно скромным, обаятельным, приветливым    человеком,  совсем-совсем  не  звездным. И  уже  после  нескольких минут общения мне казалось, что мы знакомы очень давно.

Наверное, поэтому разговор у нас получился по-женски душевный. Он был о жизни, о детях, о семье, о возможностях человека, о силе духа и умении во всем находить гармонию, а также о большом балете и о том, как он оказался в жизни маленькой нестоличной девочки.

— Абсолютно случайно, — улыбается Ирина, отвечая на традиционный вопрос, не задав который, не поймешь, как так случилось, что и в небольшом поселке, где не было даже простых  танцевальных кружков, выросла балерина. — Это сегодня можно ребенка едва ли не с младенчества отдать в частные балетные школы, отвести в танцевальные студии, но когда я росла, балет мои сверстники в основном смотрели   по  телевизору.   А  в  хореографическое училище принимали только с 10 лет. Не раньше, ведь учеба там предполагала жизнь вдали от дома.

На экзамен в Минск Ирину привезла мама,  которой попалось объявление о наборе в училище. Вряд ли она думала о звездной карьере дочери. Скорее, о том,  куда направить неуемную энергию десятилетней девочки.

Так, успешно сдав экзамены, Ирина ступила на тот путь, который стал главным и единственным в ее жизни. Хотя, признается, в детстве невозможно понять, что тебе на самом деле нужно. Понимание того, что балет может стать профессией, пришло гораздо позже.  Наверное, даже не с дипломом на руках…

— В 1997 году я пришла в Большой, — рассказывает Ирина. — И с тех пор ни разу не видела своей трудовой книжки. Не представляю даже, когда она мне может понадобиться… Как и все, начинала в кордебалете. Пробовала себя на большой сцене, изучала репертуар и никаких грандиозных планов на будущее не строила… Или нет?

“Пожалуй, на тот момент мне ближе, понятнее и логичнее была  мысль  о  том, что я  должна создать семью и стать мамой. Поэтому я вышла замуж. И уже в 20 лет родила сына Максима”.

После его рождения Ирине понадобился почти год, чтобы вновь почувствовать в себе силу и вернуться на сцену.

— Без помощи мамы, моего ангела-хранителя и по сей день, я, конечно, не смогла бы это сделать. Но с ее поддержкой и верой мне было не сложно,— вспоминает Ирина Еромкина. — Став мамой, я изменилась, почувствовала себя другой. Наверное, это сразу отразилось и в моем танце. Уже в 22 года я начала пробоваться в отдельных сольных партиях. А то, что мой потенциал заметили, не могло не мотивировать к тому, чтобы работать еще больше.

Первая   большая  роль  Ирины — роль Евы в  «Сотворении мира» (постановка Валентина Елизарьева). Затем были главные партии в  спектаклях «Кармина Бурана», «Щелкунчик», «Спартак», «Ромео и Джульетта»… За один только сезон получилось станцевать 8 партий. Это был удивительный период погружения в особую елизарьевскую стилистику. Ирина признается, что очень любила все эти роли, и их не казалось много. Работать могла бесконечно, не жалея себя и пропуская образы своих героинь через сердце.

Существует стереотип, что  успешные балерины  не  торопятся становиться мамами: боятся потерять форму и отдаются балету целиком. А Ирина, несмотря на успешно складывающуюся на тот момент карьеру, мечтала о дочке.

— Ксюша родилась уже во втором браке, когда мне исполнилось 32 года, —  говорит Ирина.— Я была счастлива в роли  мамы, но пуанты повесить на гвоздик не смогла. На  сцену вернулась буквально через три месяца. Совмещать материнство и работу мне не нужно было учиться.

Через три года Ирина Еромкина   родила  вторую  дочь  —  Катюшу. И уже через два (!) месяца танцевала главную роль в «Спартаке»! Поверить в это очень сложно, глядя на такую маленькую, хрупкую даже по балетным критериям, женщину.

Ну,   как  же  это  возможно?  Вопрос, впрочем, риторический, потому что во взгляде Ирины нельзя не угадать силу характера, который и дает ей возможность всегда быть на плаву. Что бы ни случилось…

А случиться с нами может все, что угодно. Никто не застрахован от плохого настроения, болезни, предательства… Через все это пришлось пройти  и  Ирине Еромкиной. И всегда во все сложные минуты ее спасали дети, родители и любимая работа.

За время служения в театре Ирина ис- полнила более 40 ролей, каждая из которых дорога и любима по-своему. Она с гастролями побывала в десятках стран мира и, не скрывает, получала предложения работы в разных театрах. Но ни разу даже не задумалась о том, чтобы изменить Большому, переехать в другую страну.  Дом для нее здесь, где семья, родные и близкие, дети и друзья. И, конечно, востребованность. Сегодня Ирина Еромкина продолжает парить над сценой   практически во всех постановках Большого театра. Наверное, возраст только добавляет ее танцу необходимых эмоций, мудрости, правдивости. А еще с годами появляется умение выходить на сцену всякий раз так, будто это твой последний спектакль, сыграть который нужно на самой высокой ноте…

В этом сезоне Ирина Еромкина получила новую роль княгини  Анастасии Слуцкой в одноименном спектакле, ставшим третьим национальным балетом после  «Страстей (Рогнеда)» и «Витовта». В обновленной редакции балета Валентина Елизарьева «Ромео и Джульетта» прима-балерина  вновь исполняет роль  юной героини шекспировской трагедии. В декабре Ирина Еромкина стала лауреатом Национальной театральной премии и обладательницей статуэтки  за партию Байджан в балете «Любовь и смерть» в постановке Ольги Костель. Кроме того, победила в конкурсе «Человек года  в  сфере  культуры»  в  номинации «Хореографическое  искусство».

И вот еще одна замечательная новость — присвоение звания Народной артистки Беларуси. Наша землячка, для которой нынешний сезон стал  21-м,  стала седьмым  народным артистом в балетной труппе Большого театра.

Уже сегодня более 20 лет на сцене… Что может быть потом? Ирина говорит, что дорог много. Преподавать, открыть свое дело… Нет, не нужно строить планы. Нужно просто прислушаться к себе и к своим желаниям. Жизнь обязательно подскажет дорогу.  Это мудрое житейское правило успешная балерина и многодетная мама вывела сама, находя выходы из порой, казалось бы, безвыходных ситуаций.  И поэтому детей Ирина воспитывает, прислушиваясь к их мнению и желаниям. Даже к еде именно такой подход, а не изматывающие диеты: просто не ешьте, когда вам не хочется и чего не хочется…

Все время, пока я готовилась к интервью и пока длился наш разговор, я пыталась сформулировать   такой   вопрос,  который  Ирине Еромкиной еще не задавали журналисты. Но, признаюсь, не нашла. И тогда попросила саму Ирину сделать это, чтобы, ответив, сказать то, что хотелось бы сказать, чего просит сердце.

— Наверное, мне хотелось бы не спросить, а просто пожелать всем, чтобы в трудные дни рядом с вами был тот человек, который давал бы силы и понимание. А еще желаю всем удачи. Я верю, что она придет, если ты идешь своим путем…

Елена   ШАНТЫКО.

Снимки  из  архива  Ирины  ЕРОМКИНОЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *