Вспомним  всех  поименно…

Сегодня самая большая несправедливость по отношению к тем, кто отдал свою жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны, — наличие на мемориальных плитах воинских захоронений надписи «Неизвестный». Мы до сих пор не знаем имена всех, кто погиб, защищая нашу землю. Но даже если на памятниках указаны имена и фамилии,  нет уверенности, что  названы все, кто покоится в братских могилах.

Уточнить списки погибших воинов, освобождавших Пуховичский район в 1944 году, — такую задачу поставила перед собой педагог районного центра туризма детей и молодежи Вера Козырева. На протяжении многих лет она занимается поисковой работой и изучает  боевой  путь 1-го гвардейского Донского танкового корпуса, освобождавшего наш район. В состав этого соединения входили  15-я, 16-я и 17-я гвардейские танковые бригады, 1-я  гвардейская отдельная мотострелковая бригада, 280-й, 281-й и 282-й гвардейские истребительно-противотанковые полки, 121-й отдельный саперный батальон, подразделения зенитной батареи, 158-й медсанбат. В ходе поисков была установлена еще одна воинская часть, освобождавшая Пуховщину, — 354-й гвардейский  тяжелый самоходно-артиллерийский полк.

На протяжении нескольких лет Вера Григорьевна по крупицам восстанавливает картину боя за деревню Талька: именно с этой стороны в конце июня-начале июля 1944 года заходили на территорию района основные  части   1-го  гвардейского Донского танкового корпуса. Она рассказала, что, судя по архивным  документам, воспоминаниям местных жителей, которые когда-то хранились в Тальковской школе, события здесь разворачивались жесткие и стремительные, потери были серьезные. После боя погибших хоронили в спешке, часто прямо на месте гибели: в летнюю жару  их нельзя было оставлять надолго не погребенными —  это могло привести к возникновению эпидемии. На могилы ставили временные знаки, а некоторые вообще оставались безымянными. Часть имен была утеряна в 1952-1956 годах,  когда захоронения и одиночные могилы 1944 года  были перенесены в братские могилы, расположенные на кладбище и  в населенном пункте.

Вера Григорьевна Козырева на протяжении пяти  лет  уточняла  списки  советских  воинов, погибших в тальковском бою.  В результате этой работы к уже известным именам добавились 23 фамилии тех, кто погиб непосредственно в Тальке, и  26 воинов, умерших от ран  в базировавшемся неподалеку от  деревни  медсанбате.

 

Выжил и  дошел  до  Победы

Хамит Хабиров.

В ходе поисковой работы  были установлены и ошибки в надписях на мемориальных плитах. Например, на памятнике,  который  находится  у  железнодорожного вокзала, третьим в списке значится  гвардии лейтенант Хабиров. Только фамилия. Полное имя его Вере Григорьевне  удалось восстановить в ходе поисковой работы, когда  выяснилось, что командир ИСУ-122 354-го гвардейского тяжелого самоходного артполка  гвардии  лейтенант  Хамит Гуммирович Хабиров за бой в Тальке был удостоен ордена Красной Звезды. Вот как в наградных документах описывается его подвиг: «30.06.44 года в боях за деревню Талька товарищ Хабиров своей машиной обеспечил продвижение наших танков и удерживал очень выгодный рубеж до подхода нашей пехоты, в результате чего была взята деревня Талька. Несмотря на то, что  установка  товарища  Хабирова была подожжена, а экипаж был ранен, в том числе и товарищ  Хабиров, установка продолжала уничтожать противника. В этом бою двумя экипажами было уничтожено два самоходных орудия «Фердинанд», 2 средних  танка  Т-3, 6 пулеметов и до 2-х  рот автоматчиков, склады с боеприпасами и ГСМ».

Нашлись наградные документы, датированные июлем 1944 года, а вот в донесениях о безвозвратных потерях полка в период освобождения Пуховичского района  его имя не значилось. И это дало основание думать, что отважный артиллерист  в этом конкретном бою остался жив. А недавно на  российском сайте «Бессмертный полк»   была  опубликована  биография  Хамита Гуммировича Хабирова.  Он родился 3 июля 1916 года  в селе Ахуново Учалинского района Башкортостана в семье ювелира. Рано потерял отца и воспитывался в детском доме. Учился, работал учителем. В декабре 1941 года был  призван в Красную Армию. Был заместителем командира роты 989-го стрелкового полка 226-й стрелковой дивизии в составе 65-го  Донского фронта, который завершил полный разгром немецких войск под Сталинградом 2 февраля 1943 года. Был награжден медалью «За оборону Сталинграда». С февраля 1943 года  зачислен  курсантом  Киевского артиллерийского училища  самоходной артиллерии в Саратове, после окончания которого  стал  командиром  машины ИСУ-122  354-го самоходного артполка 1-го Белорусского  фронта.

Участвовал в  операции «Багратион». За бой в деревне Талька награжден орденом Красной Звезды. В июле 1944 года  был тяжело ранен и контужен.  Три месяца находился в госпитале в городе Пенза. С января 1945 года был назначен командиром танка  77-го тяжелого танкового  полка   28-й армии  третьего Белорусского фронта.  С боями прошел через Восточную Пруссию и участвовал в штурме Кенигсберга. Был награжден медалью «За победу над Германией». С июня по сентябрь 1945 года находился в резерве  отдельного  учебного полка  Московского военного округа.

В конце 1945 года демобилизовался  и вернулся в родное село. Через год женился. В семье родилось четверо сыновей. Работал в школе, в том числе и директором.  Умер   Хамит  Хабиров  9 октября 1968 года.  Память  о  нем   хранят   9   внуков  и  14  правнуков.

Как могло получиться, что лейтенанта Хабирова посчитали  погибшим?  Его  самоходку подбили, и она сгорела. Местные жители после боя, видимо, обнаружили там документы. А дальше кто особо разбирался?  Войска стремительно шли вперед, а имя артиллериста, когда хоронили погибших,  написали на табличке,   установленной  на  очередной  братской могиле. А раненый лейтенант выжил и дошел до Победы. Наверное, на памятнике возле его фамилии  должно появиться уточнение: ушел из жизни в 1968 году.

 

С войны  вернулось только  пятеро  солдат

А списки на братских могилах дополнят новые  фамилии.  В частности, Вера Григорьевна уточнила список похороненных в Тальке  воинов 3-го мотострелкового  батальона  1-й  гвардейской отдельной мотострелковой бригады и установила, что на мемориальных досках недостает следующих имен:

  1. Гвардии старший сержант     Мещеряков В.М.
  2. Гвардии старший сержант Пинченко А.Е.
  3. Гвардии старший сержант Кузнецов И.М.
  4. Гвардии старший сержант Гресь К.Ф.
  5. Гвардии младший сержант Руденко В.П.
  6. Гвардии ефрейтор Губарев Н.А.
  7. Гвардии ефрейтор Руднев И.С.
  8. Гвардии ефрейтор Алябьев А.П.
  9. Гвардии ефрейтор Ермошкин Н.С.
  10. Гвардии ефрейтор Исерафимов З.И.
  11. Гвардии ефрейтор Шаймуров Л.Ш.
  12. Гвардии ефрейтор Павлов И.Д.
  13. Гвардии ефрейтор Юртаев С.Т.
  14. Гвардии ефрейтор Асибин В.П.
  15. Гвардии ефрейтор Анисимов Н.В.
  16. Гвардии ефрейтор Подшивалов А.В.
  17. Гвардии ефрейтор Щербаченко А.И.
  18. Гвардии ефрейтор Клишанский М.В.
  19. Гвардии рядовой Жижин М.И.
  20. Гвардии рядовой Аршеев В.А.
  21. Гвардии рядовой Тимошенко С.М.
  22. Гвардии рядовой Фоттахов Т.М.
  23. Гвардии рядовой Головатый И.Н.

У многих из этих солдат военная биография была очень короткая.  Гвардии ефрейтор Александр Петрович Алябьев был 1926 года рождения. В армию был призван в 1943 году — в 17 лет! Тухват Мамонович Фоттахов — его ровесник, также 1926  года  рождения.  Как  и  Николай Сергеевич  Ермошкин. Какой увидели эту войну эти восемнадцатилетние мальчишки, рассказал в своих воспоминаниях их ровесник  Николай Сергеевич Кандамов. Он пишет, что был призван в армию в 1943 году, окончил Алкинскую стрелковую школу (в Башкирии). Потом все выпускники этой школы стали бойцами 1-го гвардейского Донского Краснознаменного танкового корпуса и попали на фронт как раз тогда, когда разворачивалась Белорусская наступательная операция.

Первыми для многих из этих  мальчишек  стали бои за освобождение деревень Лапичи  Осиповичского района и нашей Тальки. И последними тоже. Николай Сергеевич Кандамов, который принимал участие в  бою за деревню Лапичи, вспоминал:  «…Для нас, молодых безусых мальчишек, этот бой был первым боевым крещением и потому памятным на всю жизнь. К первому бою нас готовили. Когда из Башкирии мы приехали в Белоруссию, нас хорошо подкормили, провели с нами танковые учения. Утром подвезли на машинах к танкам, рассадили на них и… в бой». Он дальше пишет, что с войны вернулись живыми только пятеро из этого их призыва.

Вера Козырева вместе с работниками Блужского сельисполкома подготовила все необходимые документы для того, чтобы получить разрешение на обновление мемориальных плит на братских могилах в деревне Талька. Будет справедливо, если на них появятся недостающие имена героев. Планируется, что это произойдет ко дню, когда наша республика будет отмечать 75-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

Наталья    ПАРХОМЧИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *