Штурмовик Ил-2 может появиться у Кургана Славы

Федерация профсоюзов Беларуси выступила с инициативой установить у подножия Кургана Славы на площадке с боевой техникой штурмовик Ил-2. Это действительно легендарный самолет времен Великой Отечественной. В 1941 году он уже был на вооружении советских военно-воздушных сил и прошел всю войну, завершив  свою боевую историю после Победы.  За все это время  с конвейера сошло 36 тысяч Ил-2 различной модификации (они были и одноместные, и двухместные), и этот самолет  стал самым массовым в истории авиации. Человек, далекий от военной истории, вполне может задать себе вопрос: почему такая судьба была уготована именно штурмовику?

Был период, когда летчикам разных стран, в том числе и советским,  война в небе представлялась как противостояние воздушной техники, управляемой пилотами-асами, главной  целью в котором  было  сбить  врага.   Но потом пришло понимание, что просто в  уничтожении вражеских  самолетов  мало  какого-то глобального смысла.   Все судьбоносные для хода войны события происходили на земле, и  для авиации на первое место вышла поддержка сухопутных войск.  Эту задачу и выполняли  штурмовики, которые  наносили удары по врагу на земле и на море.

В годы Великой Отечественной войны в Красной Армии основу штурмовой авиации составляли  Ил-2. Их появление   в небе с оптимизмом встречали солдаты в окопах, которые  прозвали эти самолеты «летающими танками».  К слову, вооружение, которым был оснащен самолет, позволяло уничтожать бронетехнику на земле.

Примером того, как воевали  на Ил-2 летчики-штурмовики,  может  служить боевой путь нашего земляка лейтенанта  Владимира Шиманского.  Родом он из деревни Вороничи. С 1942 года  сражался на Ленинградском фронте в 943-м штурмовом авиаполку 277-й штурмовой авиадивизии 13-й  Воздушной Армии. В январе 1943 года он был представлен к ордену Отечественной войны II степени. В наградном листе отмечено: «На протяжении 13 и 14 января выполнил три успешных боевых задания, в результате которых повреждено и уничтожено 17 железнодорожных вагонов с грузом и живой силой противника, свыше 25 автомашин с живой силой противника, что способствовало успешному продвижению наших войск».  Очередную свою награду, орден Красной Звезды, летчик  получил уже в феврале. В описании подвига сказано: « С 16 по 10 февраля 1943 года провел 9 успешных боевых вылетов на штурмовку сооружений, техники и живой силы противника. В результате штурмовых действий повреждено и уничтожено: 1 самолет в воздушном бою, орудий разных калибров лично и в группе — 45, автомашин — 46, минометов — 3,  склад  с  горючим,    железнодорожных вагонов — 5 и 120 человек живой  силы  противника… 10 февраля 1943 года  провел  4  эффективных боевых вылета, в результате которых разгромлен штаб 2-го пехотного полка дивизии «СС», повреждено и уничтожено: 1 артбатарея, 3 автомашины и до 60 человек живой силы противника. При выполнении четвертого боевого вылета был подбит зенитной артиллерией противника,  но благодаря отличной технике пилотирования  трудноуправляемый самолет  привел на свой аэродром».

В свой последний полет Владимир Александрович Шиманский отправился 11 августа  1943 года. Он с товарищами  получил задание  разгромить вражескую автоколонну. Шиманский был командиром взвода и вел шесть Илов к цели, которую они обнаружили на опушке леса. После первой атаки  появились немецкие истребители, и Шиманский увел шестерку в безопасный район. Когда угроза миновала, штурмовики вернулись и продолжили свое дело.  И тут в самолет Шиманского угодил зенитный снаряд. Горящий Ил-2 стал быстро снижаться, экипажу стало ясно,  что до линии фронта они не дотянут, а если выпрыгнут — попадут в плен. Шиманский и его воздушный стрелок сержант Павлов  принимают решение  направить свой  Ил в гущу немецких машин.  Они повторили подвиг Николая Гастелло.

Штурмовики действительно  были уязвимы для зенитной артиллерии, так как задания свои выполняли на  небольшой скорости и малой высоте (можно себе представить, сколько личного мужества требовалось от пилотов, которые хорошо это понимали).  А в небе сложно им было только в  противоборстве с  более  быстрыми  вражескими истребителями (относительно тихоходные бомбардировщики и транспортники врага они сбивали вполне успешно).   Но штурмовики берегли, и  один на один с вражескими истребителями  их практически не оставляли: во время боевых вылетов Ил-2 всегда сопровождали самолеты  прикрытия. В сети Интернет можно найти воспоминания летчика-истребителя  Виталия Клименко. Он рассказал, что когда они сопровождали штурмовиков, то не стремились сбивать  вылетавшие на перехват немецкие самолеты, а старались не давать сбить своих. Отогнав   немецких перехватчиков от  прикрываемых Ил-2 на некоторое расстояние,  советские истребители не атаковали, а  выходили из боя и возвращались, чем удивляли немецких асов, всегда стремившихся сбить противника.  Он пишет: «Ил-2 нельзя было надолго оставлять в одиночестве, ведь их могли атаковать другие группы истребителей противника с других направлений. А за каждый потерянный  Ил-2 по прилету жестко спросят. За то, что бросил без прикрытия штурмовиков над линией фронта, можно было легко пойти в штрафбат. А за не сбитый мессер — нет». Из этой небольшой цитаты понятно, как в небе расставлялись приоритеты, и  насколько ценились  самолеты штурмовой авиации.

Свою роль  Ил-2 сыграли и  в  ходе  освобождения  Пуховщины в июле 1944 года.  После того, как  была завершена Бобруйская наступательная операция, главной целью действовавших  на этом направлении  советских войск стал Минск, путь к которому лежал и через наш район. Частям и соединениям, освобождавшим Пуховщину, поддержку с воздуха оказывала 16-я Воздушная Армия под командованием генерал-полковника  Сергея Руденко.  На 24 июня 1944 года (начало операции «Богратион») в ней насчитывалось 2319 боевых самолетов, из них  661 штурмовик.

События развивались стремительно: 29 июня был освобожден Бобруйск, 2 июля — Марьина Горка, а уже 3 июля — Минск. Штурмовики в основном работали по скоплениям вражеской техники и живой силы, обеспечивая продвижение вперед танкам и пехоте.  В журналах боевых действий  16-й Воздушной Армии 1 июля была  сделана такая запись: «Действовать в интересах 3-й и 48-й армий по целям, полученным от командующих этих армий. Быть готовым наносить удары по району  Пуховичи, Марьина Горка (4-й шак (штурмовой авиационный корпус), 3-й бак (бомбардировочный авиационный корпус). Штурмовикам и истребителям  действовать  в  интересах  подвижной конно-механизированной группы и быть готовым к удару по противнику  в  районе  Пухович  и  Марьиной Горки». И как итог дня: «Вылетов совершили 99 штурмовиков, не вернулись два Ил-2».

2 июля командующий армией ставит задачу 199-му штурмовому авиационному полку 4-го штурмового авиационного корпуса в  течение дня по данным своей разведки, группами по 6-8 Ил-2 под прикрытием истребителей 286-го истребительного авиационного полка  уничтожать  мотомеханизированные войска на дорогах у определенных населенных пунктов, в том числе и у Дукоры, где противник попытался задержать советские танки на переправе через Свислочь. Эта река стала своеобразным рубежом,  у которого немцы попытались остановить наступавшие  советские войска. Сергей Игнатьевич Руденко в своих воспоминаниях писал: «На минском направлении 1-й гвардейский танковый корпус генерала М.Ф. Панова, наступавший на Пуховичи, 29 июня завязал бой у реки Свислочь с двумя пехотными и одной танковой дивизиями, переброшенными сюда из Прибалтики. На помощь ему были высланы штурмовики. При активной поддержке с воздуха танкисты 2 июля преодолели вражескую оборону…».  И больше  на минском направлении для 1-го  гвардейского танкового корпуса серьезных преград не было.

В основе всех больших побед  лежит напряженный   ежедневный ратный труд. Каждая уничтоженная штурмовиками колонна живой силы и техники противника, каждая удачно проведенная разведка в быстро  меняющейся оперативной обстановке приближали Победу.  Легендарные Ил-2 возложенные на них задачи успешно выполнили в боях за освобождение Беларуси.   Боевая машина, установленная у Кургана Славы, будет памятником и нашим землякам, воевавшим на этих самолетах на  разных фронтах, и летчикам, освобождавшим Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.

Наталья  ПАРХОМЧИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *