Круглые сутки на страже дорог
3 июля объединил в себе несколько значимых для страны событий: не только День Независимости, но и день рождения белорусской дорожной милиции. Постановлением Совнаркома СССР № 1182 от 3 июля 1936 года было утверждено положение о Госавтоинспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР.
В тогдашние обязанности ГАИ входило: учет ДТП, выявление и анализ их причин, привлечение к ответственности виновных; выдача госзнаков и техпаспортов, техосмотр автомобилей, мотоциклов и автобусов; учет транспортных средств и др.
Великая Отечественная война отодвинула основные задачи ГАИ на второй план. Для поддержания высокого уровня технической готовности оставшегося в тылу транспорта ГАИ занималась выбраковкой и списанием автомобилей, ремонтировала, контролировала правильность использования запчастей, принимала экзамены и выдавала водительские удостоверения. На протяжении всей войны сотрудники ГАИ обеспечивали фронт и тыл автотранспортом и водительскими кадрами.
В 50-х годах служба ГАИ стала регулировать уличное движение, участвовать в работе комиссий по приему автомобильных дорог, улиц и искусственных сооружений в эксплуатацию. ГАИ была освобождена от обязанности контроля над расходованием автоэксплуатационных материалов и участия в выбраковке автомототранспорта.
Первые «Правила движения по улицам и дорогам Белорусской ССР» состояли из 100 пунктов и 2 приложений. Значительный рост автопарка требовал большего внимания к вопросам обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов. И вновь возникла необходимость в освобождении Госавтоинспекции от несвойственных функций. 20 февраля 1964 года постановлением Совета Министров Белорусской ССР было утверждено новое Положение о Госавтоинспекции, а также конкретный перечень нарушений правил движения, влекущих наложение штрафов.
80-е были годами укрепления ГАИ в ее функциональных возможностях, численности и профессиональной готовности кадров. В это время ГАИ сложилась как основная организующая структура государства в деле разработки и осуществления мероприятий по защите жизни и здоровья людей в дорожном движении, обеспечении бесперебойной и безопасной работы автомобильного и городского электрического транспорта.
В начале 1990-х годов распад бывшего СССР, переход на новые методы управления в Беларуси не могли не отразиться на деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Началось реформирование службы ГАИ, однако, в отличие от других стран СНГ в Беларуси Госавтоинспекция сохранила свое название, а весь личный состав стал офицерским. Предметом особой заботы для службы было формирование нормативно-правовой базы деятельности подразделений ГАИ и приведение ее в соответствие с международными соглашениями.
Сегодня Госавтоинспекция работает на основе Закона о дорожном движении и Положения о Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь. Из года в год все более ощутимы реальные плоды усилий по обеспечению безопасности людей на дорогах. Растут техническая оснащенность и организационное совершенство системы безопасности дорожного движения. Основополагающей задачей современного этапа развития службы является установление принципа демократизации отношений, доверия и взаимопонимания участников дорожного движения и инспекторов ГАИ.
Поздравляем всех сотрудников белорусской дорожной милиции, ветеранов службы с профессиональным праздником! Желаем им спокойных будней, дисциплинированных участников дорожного движения, крепкого здоровья и сил!
По данным сайта mvd.gov.by