Мобильник у школьника: отнять нельзя оставить

Знаки препинания между этими словами ученики, учителя и родители в начале нового учебного года расставляли особенно активно, потому что для учеников изменились правила использования телефонов в школах. Многие на самом деле не против того, чтобы детей хотя бы в школе вытащить из смартфонов. Другие категорически не согласны оставлять  своего ребенка без  средства связи. Так или иначе, но на сайтах школ в правилах внутреннего распорядка указано, что  телефон не должен мешать учебе, и согласно приказу Министерства образования «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования» от 11 марта 2019 года, вводится ограничение  на использование гаджетов во время уроков (кроме некоторых частных ситуаций).

По какому алгоритму это происходит, решается в каждой школе по-своему.

— Решение всегда  остается за администрацией школы, — поясняет заместитель начальника управления по образованию, спорту и туризму райисполкома Елена Шестакова. — Как правило, понимание между педагогами и родителями достигается без особых проблем. Требование не использовать гаджеты на уроках без необходимости, продиктованной учебным процессом, — это уже мировая практика. При этом, разумеется, забирать мобильные телефоны у детей насильно никто не станет. Но за нарушение правил внутреннего распорядка могут применяться меры педагогического воздействия — беседа, обсуждение на педагогическом совете. Могут вызвать родителей в школу (в п. 1.3 статьи 32 Кодекса об образовании написано: «Обучающиеся должны выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка»).

Как же начали юные пуховчане новый учебный год?  Действительно ли телефоны во время уроков молчат?

— Для нас отсутствие телефонов на уроках — пройденный этап, — рассказывает директор Голоцкого УПК детский сад-СШ Ольга Сулим. — Три года назад мы вместе с родителями приняли решение провести предметные тесты с учащимися, собрав предварительно телефоны. Об этом тестировании ученики заранее не знали. Результаты нашей экспериментальной контрольной не всех порадовали. Поэтому мы совместно приняли решение о неиспользовании телефонов как дополнительного источника информации. Кроме того, телефон является отвлекающим фактором. Телефоны мы теперь храним в учительской. Даже на переменах дети их не используют. Конечно, при необходимости это делать не запрещается. Так что школа без мобильника у нас уже существует давно и вполне успешно. К слову, учителя также подчиняются данному правилу и во время  уроков телефон в руки не берут.

В Марьиногорском УПК детский сад-СШ  совместное собрание по вышеозвученному поводу провели  в прошлом году. На совместном собрании учеников, родителей и учителей практиче-ски единогласно пришли к решению, что наличие телефонов действительно негативно сказывается на образовательном процессе. В качестве эксперимента в одном классе начали сдавать телефоны на время  занятий. И убедились, что проблем никаких не возникло.

—  Когда телефон под рукой, в поиске ответа на во-прос ученик непроизвольно хочет пойти по пути наименьшего сопротивления и вместо того, чтобы активизировать мыслительный процесс, тянется за гаджетом. Это в корне неправильно,— уверена директор учреждения образования Наталья  Дрозд. — Так мы скоро отучимся мыслить, попав в полную зависимость от умных гаджетов. Но мы понимаем и то, что современный мир без них представить сложно. Поэтому есть ситуации и уроки, где мобильные устройства детям необходимы. И это решаемо. А правило о невладении в школе телефонами позволяет всего лишь дозировать время их пользования.

В этом году за спонсор-ские средства в школу были закуплены специальные ящики для хранения телефонов. Они установлены на первом этаже возле кабинки вахтера. Каждый класс имеет свою ячейку. Они закрываются на отдельные ключи. Эта часть холла находится под охраной и просматривается камерой видеонаблюдения. При необходимости воспользоваться телефоном ученики знают, как действовать.

Учителя отмечают, что отсутствие телефонов идет детям на пользу. Во всяком случае, они стали больше общаться друг с другом, повторять на переменах домашние задания. Раньше просто не выпускали мобильники из рук.

Мнение родителей по данной проблеме обычно совпадает с точкой зрения педагогов. Хотя есть те, кто, как мне кажется, скорее из желания противоречить и не замечать очевидного, протестует против «отъема» телефонов. В качестве аргументов — уверенность в том, что в любой момент можно быть на связи (ничего, что урок!) или беспокойство о сохранности дорогого гаджета. В ответ хочется сказать одно: связь сегодня поддерживать вообще не проблема. В конце концов, и учителя не скрывают свои номера телефонов. Да и звонить можно по самому недорогому телефону. А хороший гаджет совсем не обязательно нести в школу.

А что дети думают о новых (и не очень новых) правилах?

— Я думаю, что большинство наших учеников в состоянии самостоятельно дозировать использование мобильного телефона,— считает десятиклассница Марьиногорской гимназии  Полина Бабук. — Многие говорят, что не хотели бы думать о сохранности гаджетов. Это тоже может отвлекать от учебы. Мы пока не сдаем телефоны на весь учебный день. Во время урока они хранятся  в кабинете. И эта практика у нас введена была ранее.  Наверное, это неплохое решение. И оно имеет положительный результат.

— Без гаджета сложнее, — признался мне один старшеклассник. — Я не парился писать сочинение (переставлял слова в скачанном из интернета), не вспоминал таблицу умножения… Теперь нужно напрягаться. Думаете, это пойдет на пользу?..

Время покажет…

Елена  ШАНТЫКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *