Экспозицию районного краеведческого музея пополнила диорама, созданная врачом Марьиногорской ЦРБ Андреем Кретовым

Возможно пафосно, но, мне кажется, вполне подходяще, чтобы объяснить гражданский   поступок врача  Марьиногорской центральной районной больницы Андрея Кретова.  Для  экспозиции, посвященной геноциду белорусского народа  в годы Великой Отечественной войны, организованной в районном краеведческом музее, он создал диораму, рассказывающую о  трагедии, случившейся с  деревней Березянка в годы оккупации (6 сентября 1943 года каратели сожгли ее вместе с жителями, и деревня больше не возродилась). 

Андрей Кретов.

Экспозиция, посвященная геноциду белорусского народа в годы Великой  Отечественной войны на территории Пуховичского района, — совместный проект районной прокуратуры и краеведческого музея.  Я наблюдаю за процессом ее создания буквально с самого начала. И понимаю, насколько сложной была эта работа. Можно разместить на стенды документы, которых, к слову, немало: и тех, что хранились в фондах музея, и тех, что передали работники прокуратуры.  Это информативно, но почти не эмоционально. А цель любой музейной экспозиции —  заставить трепетать душу.  А на это «работают» реальные вещи, запоминающиеся образы. Вот именно такой, вызывающий сильные  эмоции, экспонат  и создал  Андрей  Станиславович  Кретов.

Диорама небольшая по размеру.  И ее сюжет — не точная реконструкция событий. Это скорее эмоциональный слепок, позволяющий почувствовать ужас, который переживали приговоренные к страшной смерти люди, и полное равнодушие карателей, отнимающих чужие жизни.  В ограниченном прозрачной витриной пространстве уже сгоревший дом и еще целый сарай, в который каратели загоняют людей, понимающих, что с ними произойдет.  Кто-то из обреченных упирается, не желая смириться с уготованной участью, кто-то выглядывает в маленькое окошко, чтобы видеть, что происходит снаружи, и, наверное, понять, есть ли путь к спасению. Пространство перед зданиями заполнено фигурками немецких солдат, техникой. Все настолько эмоционально, что  начинаешь слышать крики  людей,  лай  собак,  рокот  моторов, запах бензина и гари.

Фрагменты диорамы.

Андрей Станиславович работал  над созданием диорамы почти пять месяцев. Он подробно рассказал мне, как и из чего создавал свою работу: спички, палочки для суши, пакля, фигурки солдат и людей, которые, как оказалось, можно приобрести.  Объяснял, где удалось соблюсти достоверность, а где не очень. Например, среди фигурок  карателей есть солдатики в форме армейских разведчиков. Я их, конечно, не увидела. Это надо ну очень разбираться в знаках отличия и вариантах форменной одежды  различных   представителей военного сообщества фашистской Германии, чтобы обращать внимание на  такие  вещи.  А  Андрей  Станиславович переживал, имеют ли право присутствовать  разведчики в таком сюжете.

Мы разговаривали о деталях, а  меня интересовало, как возник интерес к такой непростой теме. И откуда те знания и умения, позволившие ее воплотить.

Оказалось, Андрей Станиславович —  человек  с  очень обширными   интересами.  И о каждом его увлечении можно говорить отдельно. Он вырос в семье военного летчика и сам хотел летать. Не получилось. Но своеобразным  следствием  интереса  к армии   стало  увлечение  военной  историей. И не только  периодом Великой Отечественной войны, а еще и Древнего Рима, например. Не получилось стать летчиком — стал медиком, потому что этой профессии посвятили себя родные ему люди. В его случае можно говорить о династии. И о  деле своей жизни — медицине — Андрей Станиславович рассказывал как  об интересном увлечении. Нравится, хоть и забирает много времени. Но его хватает еще на музыку, футбол, мотоциклы.

Конечно, был вопрос и о художественном образовании. Логично, ведь создание диорам — это не только знание истории, это еще и мастерство художника.  Оказалось, что все основывается на природном даре. Нигде специально не учился, но был в жизни маленький эпизод, когда работал художником–оформителем.

И профессия, и многие увлечения Андрея Станиславовича требуют вдумчивости, скрупулезности, усидчивости, развитой фантазии… Без этого никак не сделаешь диораму, где нужно увидеть картину в целом, а потом долго воплощать ее в жизнь, склеивая между собой тонкие спички, палочки, подбирая нужные фигурки и размещая их в пространстве.

Андрей Станиславович рассказал, что сразу же  загорелся идеей, как только ее озвучил сын Егор. К слову, известный блогер,  который является хорошим другом районного краеведческого музея. И признался, что в этой работе есть и момент уважения к  истории,  и  кусочек   тщеславия:  действительно хотелось сделать работу не просто для себя и для друзей, а такую, чтобы ее  увидели и оценили люди, чтобы она действительно стала достойным элементом цельной композиции.

Я как зритель могу сказать — получилось. Диорама достойно дополнила экспозицию, посвященную геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Она будет точкой притяжения для посетителей.

Не выдам тайну, если скажу, что  наши музейщики остались в восторге.  Директор  районного  краеведческого музея Татьяна Присяжнюк вручила Андрею Станиславовичу благодарность и пообещала специально для семьи Кретовых организовать отдельную экскурсию. В ходе общения были сказаны слова, которые позволяют думать, что созданная Андреем Кретовым  диорама, посвященная Березянке, первая в нашем музее, но точно не последняя.

Наталья  ПАРХОМЧИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *