Этический кодекс для педагога — что думают пуховчане

Министерство образования Республики Беларусь в феврале выступило с инициативой  создания этического кодекса педагога средней  школы. Проект данного документа содержит четыре блока этических требований (43 пункта), которые  касаются личности педагога, его отношений с коллегами,  учениками и их родителями. Одна из причин появления  документа — существующие сегодня в учреждениях образования   конфликты между учителями и школьниками.

Проект («Примерные этические правила педагогических   работников») был опубликован в интернете и вынесен на общественное обсуждение. 

Нужно сказать, что оно получилось достаточно активным, эмоциональным, потому что взгляды на прописанные в документе  требования показались многим очевидными и не требующими  отдельного декларирования.

О том, что думают о проекте нового документа педагоги Пуховщины, мы поговорили в формате «круглого стола».

В нем приняли участие: Елена Шестакова, заместитель начальника управления по образованию, спорту и туризму райисполкома. Татьяна Гулякевич, социальный педагог Пуховичского районного социально-педагогического центра. Маргарита Слотина, педагог-психолог Пуховичского районного социально-педагогического центра.

      

Елена Шестакова:

—  Прежде всего, хотелось бы сказать несколько слов о проекте нового документа. Этический кодекс педагога средней школы представляет собой свод определенных правил, которыми должен руководствоваться в работе каждый учитель. Его авторы говорят, что «правила разработаны с целью обеспечения права обучающихся и воспитанников на получение качественного образования в гуманных условиях, создания условий для установления благоприятной и безопасной образовательной среды, обеспечения устойчивого развития учреждений образования Республики Беларусь». Участившиеся конфликтные ситуации в школах, по словам министра образования  Игоря Карпенко, говорят нам, что некоторым педагогам нужно напомнить их функцию, которая связана не только с преподаванием того или иного предмета, но и с воспитанием человека.

 

Татьяна Гулякевич:

— В основе правил — восемь известных принципов педагогической этики. Из правил мы узнаем, что педагог должен создавать и поддерживать уважительные и доверительные отношения в педагогическом коллективе и коллективе обучающихся, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости. Он, напротив, не должен злоупотреблять служебным положением, не может требовать от обучающихся каких-либо услуг, одолжений, вознаграждения за свою работу (дополнительную в том числе). Учитель обязан проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся и не допускать случаев применения методов физического, морального и психического насилия по отношению к обучающимся. В оценке успехов (неуспехов) обучающихся педагоги должны быть объективными, справедливыми и т.д.  Это, в общем, прописные истины. Однако, думаю, не лишним будет напомнить о них. Мы видим, что, к сожалению, престиж нашей профессии падает: не слишком охотно современная молодежь выбирает для поступления педагогические образовательные учреждения. И в этом частично есть вина некоторых педагогов, возможно, позабывших как раз об этих правилах. А ведь они действительно должны соблюдаться по умолчанию.

Елена Шестакова:

—  И на стадии выбора профессии, и в процессе обучения в учреждениях образования педагогического профиля будущий педагог понимает возложенную на него ответственность. Основы этики и морали преподаются в университетах. Каждый знает, что учитель должен быть вежливым, беспристрастным, уважать мнение своего ученика, уметь корректно взаимодействовать с обучающимися, коллегами, родителями. Учитель хорошо знает то, что он ежедневно своим поведением создает и свой имидж, и имидж учреждения, в котором работает. И нормативный акт, будет он принят или нет, не «сделает лицо» отдельно взятого педагога либо отдельного учреждения образования. Возможно, какие-то моменты из предложенного проекта можно было бы включить в должностную инструкцию учителя, ведь время стремительно меняется: еще вчера учителя, например, не так активно пользовались социальными сетями.

   Маргарита Слотина:

— Конфликтные ситуации в школах действительно случаются: не секрет, что ученик может довести педагога до нервного срыва, а педагог  — повести себя не совсем корректно… Все мы сегодня сталкиваемся  с перманентным стрессом.  Но все же и я считаю, что в кодексе прописаны хорошо известные педагогу истины. Их дублирование в документе — это очерчивание рамок. Рамки — это напряжение и даже стресс, ведь если они есть, то есть и меры наказания. Какие в данном случае? Наверное, речь пойдет о создании каких-то этических комиссий, уполномоченных разбирать конфликтные ситуации и давать оценки поведению сторон. Нужно ли это? Не думаю. Гораздо более важным считаю (и со мной согласны многие мои коллеги)  посещение педагогами часов личной и групповой терапии у психолога. Мы знаем, что учителя с приобретением опыта работы со временем сдают на категории: сначала — на вторую, затем — на первую и высшую. Таков путь профессионального роста учителя. Чтобы сдать экзамен на категорию, необходимо проводить открытые уроки, обобщать опыт, решать тесты.  Но почему бы к этому не ввести обязательные часы личной и групповой терапии с психологом? Это поможет учителям не только скорректировать собственный уровень тревожности, но и вспомнить (или узнать) азы того, как следует самому справляться со стрессом и как помогать это делать ученику. Согласитесь, нервничать и злиться имеет право каждый из нас. Это нормально. Но педагог обязан понимать, почему он злится  и как можно справиться с ситуацией. Ребенок в силу возраста этого сделать не может. Помочь ему должен взрослый человек. Спокойный, уравновешенный, мудрый. Значит, не могут  стать лишними для учителя часы, проведенные на тренингах и лекциях у психологов.

Татьяна Гулякевич:

—  Мне кажется, что эта идея может быть, конечно, интересна сегодня. Мало включить в Кодекс, например, обязанность «спокойно воспринимать критику, уметь признавать свои ошибки, стремиться к бесконфликтному разрешению любых спорных вопросов»… Нужно действительно помогать учителю, который ежедневно работает с разными детьми, родителями, сталкивается с непростыми психологическими ситуациями, испытывает стресс и борется с ним, как умеет, понимая свое предназначение. Однако я думаю, что нужно не только давать дополнительные знания о том, каким быть, как вести себя в некоторых непростых ситуациях, но неплохо бы задуматься об уменьшении загруженности учителя, о наделении не совсем свойственными для него функциями. Усталость, простую, человеческую, никто ведь не отменял.

Кроме того, нельзя только лишь на одном учителе замыкать разрешение конфликтов. И ученик, и родители также должны соблюдать определенные нормы поведения. Иначе никакие правила не помогут. Градус общения зависит от всех сторон.

 Елена  Шестакова:

— К пониманию этого мы уже пришли. Поэтому не удивительно, что во время посещения Волковысского колледжа УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс  высказала мнение о том, что обществу необходимо уделить внимание не просто социальным и экономическим гарантиям, но и правовой защите учителя. Хочется процитировать эти слова: «В последнее время происходит немало событий негативного характера, когда ученики пытаются давить на педагога, а порой и оскорбляют его. Обществу необходимо стать на защиту учителя». Ольга Чуприс обратила внимание на опыт других стран. Например, в Казахстане введена административная ответственность за оскорбление учителя при выполнении им профессиональных обязанностей.

*   *   *

Подводя черту под разговором, хочу сказать, что абсолютно согласна с мнением наших педагогов. Безусловно, учитель всегда должен помнить о своем предназначении, быть профессионалом и примером в  умении выстраивать межличностные отношения. И я поэтому также уверена в том, что не стоит как-то особенно декларировать правила только лишь для педагога, позабыв об учениках и родителях.

А еще неожиданно для себя я увидела  прекрасную  альтернативу рамкам, очерченным предлагаемыми правилами Кодекса: обязательные часы по коррекции психологического здоровья учителя. Это была бы не словесная, а реальная помощь педагогам, ответственным за обучение и воспитание подрастающего поколения.

Елена  Шантыко.

Этический кодекс для педагога — что думают пуховчане: 2 комментария

  • 19.03.2020 в 15:27
    Permalink

    Все строится на взаимном уважении, большинство данным законом пользуются, но есть отдельные индивиды, как всегда, как с одной стороны, так и с другой, которые идут против «закона»

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

    Ответ
  • 17.03.2020 в 17:05
    Permalink

    Этический Кодекс для Учителя… Для Учителя это априори, как «моральный закон во мне» у И.Канта. А у учеников предусмотрен этический Кодекс как у второй стороны образовательного процесса?

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

    Ответ

Добавить комментарий для Юстас Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *