История одной картины: «Узлянский бой» и его герои
Недавно мне довелось посетить картинную галерею Пуховичского районного краеведческого музея. Здесь храниться много картин и все они по-своему интересные. Но все-таки одна меня привлекла больше всего. Это полотно нашего земляка живописца Василия Борташевича «Узлянский бой».
Из биографии художника: Василий Барташевич родился в деревне Узляны. С детства любил рисовать. После школы поступил в художественный техникум в Ростове-на-Дону. А в годы Великой Отечественной войны воевал на фронте. После войны вернулся в родную Беларусь. Некоторое время возглавлял Союз художников Беларуси. В 1946 переехал на родину жены в город Ставрополь. Художник писал много реалистичных полотен, на которых отражена природа и люди. Однако центральной темой в творчестве автора являлась Великая Отечественная война. Бывший воин с большой деликатностью изображал солдат во время боя и отдыха. Будучи уже пожилым человеком, он вернулся на свою малую родину в Узляны. В это время он создает свою знаменитую работу «Узлянский бой».
Название картины полностью раскрывает ее сюжет: на холсте художник изобразил героизм 49 гвардейцев 220-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка в разгар боя с фашистами, попавшие в Минский котел части вермахта, у деревни Узляны они хотели прорваться на запад. Но 45 советских гвардейцев не допустили этого, дав отпор группировке более 1000 фашистов.
События происходят на рассвете. На первом плане изображены советские артиллеристы, которые отражают атаку противников. Солдаты Советской армии перерезают путь врагам. Они воодушевлены одной целью — не дать немецким солдатам вырваться из окружения. Автором продумана каждая мельчайшая деталь. Выделяется фигура командира: несмотря на ранение он продолжает руководить боем. Некоторые воины уже мертвы, их тела разбросаны по земле, не уходят с поля боя и раненые бойцы. Художник сделал тонкий акцент на раненого в грудь солдата, которому оказывают медицинскую помощь прямо на поле боя. Сквозь перевязанные бинты просачивается кровь, но стойкий воин не бросил оружие: он готов вновь идти в атаку. Его лицо напряжено, солдат опирается на ружье. По правую сторону от пушки советский воин помогает подняться своему боевому товарищу, а впереди продолжается бой…
На заднем плане показано, как взрываются мины, горит огонь, а в небо поднимаются клубы густого дыма. Интересно художник подошел к изображению немецких войск, пытающихся контратаковать батарею. Они надвигаются издали в виде огромного роя, в клубах густого дыма можно различить только их темные фигуры. Этот художественный прием, на мой взгляд, только усиливает напряжение. Еще одна интересная деталь: изображенные над низкими облаками боевые самолеты, атакующие друг друга. Это, казалось бы, второстепенный элемент показал, что тяжелый бой ведется не только на земле, но в небе. А на дальнем плане, как напоминание о той далекой тихой жизни, стоят оставленные людьми деревенский домики.
Картина очень динамична, чувствуется общее напряжение, которое постепенно усиливается, когда вглядываешься в полотно. Тогда понимаешь, насколько воинам необходима была помощь в противостоянии с врагом. Вместе с тем полотно передает стойкость духа солдат в борьбе за Родину, за которую они готовы отдать собственную жизнь.
За бой у деревни Узляны все 49 бойцов 5-й батареи были отмечены орденами. Гвардии капитану Антону Леонтюку, старшине Афанасию Черняку, старшине Дмитрию Чепусову, старшине Ефрему Курочкину и младшему сержанту Василию Токареву присвоили звание Героев Советского Союза.
В память о великом подвиге героев в 70-е годы минувшего столетия на этом самом месте был воздвигнут мемориальный комплекс в виде пьедестала, на котором установлена 57 миллиметровая противотанковая пушка и пять барельефов Героев Советского Союза Великой Отечественной Войны.
Алеся СМИРНОВА.