Маршрут Марьина Горка-Сутин: кого обрадовали перемены, а кого и огорчили
Платформа автовокзала в Марьиной Горке. Половина шестого утра. Жду рейсовый автобус, который отправляется на Сутин в 5.45. У платформы никого. Подозревала, что так будет, и не ошиблась. Из Марьиной Горки автобус шел пустой, а я размышляла об отрицательной рентабельности. Первым и единственным пассажиром до Сутина стал Анатолий, который сел в Тальке. Он ехал в школу, где работает кочегаром. А вот на конечной остановке автобус уже ждали пассажиры. Десять минут стоянки — и мы отправились в райцентр.
Именно этот рейс я выбрала не случайно. В начале декабря изменилось расписание движения регулярных автобусов по маршруту Марьина Горка-Сутин. И жители не только Сутина, но и деревень, расположенных на участке от Тальки до Избища, получили дополнительную возможность несколько раз в день пользоваться автобусом, чтобы приехать в Марьину Горку и обратно.
Это нововведение обрадовало многих. Несмотря на то, что рядом проходит железная дорога, она не всегда союзник тем, кому нужно по делам в нашу районную столицу. И если вечером из райцентра в сторону Тальки добраться не проблема, то утром и днем в Марьину Горку — еще какая! Расписание поездов составлено так, что в удобное время на работу приехать невозможно: электрички из Тальки на станцию Пуховичи приходят в 6.44, а затем в 8.19. Да и чуть позже планы строить тяжело. Постоянными стали отмены. Например, исходя из опубликованного на сайте Белорусской железной дороги расписания, электропоезд, отправляющийся из Тальки в Пуховичи в 11.41, не будет курсировать 28, 29, 30 и 31 января. А 21, 22 и 23 января был отменен электропоезд в 12.45. К слову, это все электропоезда в этом направлении в первой половине дня. Жителям деревень, расположенных вблизи остановочных пунктов Талька, Веселовский, Майский, Блужа, Веленский, приходится постоянно свои планы корректировать с планами Белорусской железной дороги. А тут в восьмом часу утра и в двенадцатом в сторону Марьиной Горки стали курсировать автобусы, которые еще ни разу не были отменены. Да и останавливаются они «по требованию».
Однако появилась информация, что изменения в расписании вызвали недовольство некоторых жителей Сутина. Я решила поговорить с пассажирами именно первого рейса и посмотреть, кого больше: тех, кого обрадовали перемены, или тех, кого огорчили.
Сейчас из Сутина первый автобус отправляется в 6.45 и в Марьину Горку прибывает около половины восьмого. Водитель Павел Крючков рассказал, что раньше он уходил в 7.27, что совсем не подходило тем, кому к 8.00 нужно было успеть на работу. Но зато нравилось более свободным людям.
В Сутине в автобус зашло человек восемь. Как только сказала, что я из районной газеты и хочу побеседовать со всеми, пошел шумок. Решила, что выслушаю море возмущений. Поторопилась с выводами. Один из пассажиров шумно покритиковал отрезок дороги, по которому, к слову, Павел вел свой автобус действительно очень осторожно. Но это, как говорят, совсем другая история.
Галина сразу дала понять, что относится к лагерю тех, кто недоволен переменами в расписании. Она рассказала, что работает продавцом в магазине ТП ООО «Пуховичиторг» и раз в неделю ездит в город по делам. Теперь приезжает раньше и приходится ждать на автовокзале, пока откроется офис компании. По ее словам, неудобное расписание автобуса и для тех, кому нужно из Сутина попасть в Тальковскую амбулаторию, в аптеки и магазины в Марьиной Горке, которые начинают свою работу в 9.00. Возможно, Галине действительно неудобно. Но офис ТП ООО «Пуховичиторг» открывается рано. Руководитель предприятия и его заместители нередко уже в 7.00 проводят планерки. А еще раньше начинают отправлять машины по торговым точкам, и в половине восьмого, когда приходит автобус из Сутина, там всегда светятся окна. Насчет амбулатории. Мне показали документ, подписанный главным врачом Марьиногорской центральной районной больницы, в котором содержится информация о регламенте работы медицинских учреждений. Согласно ему, Тальковская амбулатория врача общей практики работает шесть дней в неделю: понедельник-пятница с 7.30 (врач принимает с 8.00) до 19.00, суббота — с 8.00 до 14.00. Можно посчитать, долго ли придется ждать на улице, если приехать первым автобусом, который из Сутина идет минут двадцать, и от остановки еще нужно идти. Вполне приемлемое время. К слову, есть автобус до Тальки отправлением в 9.15. Но, признаюсь, я не знаю местных особенностей, а медицина у нас — сфера особенная. В самом Сутине также есть фельдшерско-акушерский пункт: в рабочие дни тут принимают пациентов с 8.00 до 15.00, в субботу — с 8.00 до 14.00. Возник у меня вопрос и с аптеками и магазинами в Марьиной Горке, которые открываются в 9.00. Если нужно только пробежаться по ним и нет никаких других дел, то зачем выезжать в 6.45, если есть автобус, который отправляется из Сутина в 11.10 и к 12.00 приходит в Марьину Горку, когда все уже работает? А в 14.35 можно без пересадок уехать обратно. И от электричек, к слову, тоже не зависеть. Но, не буду отрицать, это мое видение ситуации. Возможно, у жителей деревни оно иное, или они пока просто не рассматривали других вариантов.
К разговору в автобусе сразу подключились не все пассажиры, а мне было интересно, кто же едет на работу. Отозвался Николай. Он трудится в Пуховичском отделении ОАО «Смолевичи Бройлер». До того, как появился этот утренний рейс, просил знакомых подвезти до райцентра. Сейчас удобно.
Побеспокоила я и молодого человека, который сидел рядом с Николаем. Он сказал, что зовут его Михаил, он учащийся второго курса Марьиногорского аграрно-технического колледжа. На занятия ему к 9.00. И из Марьиной Горки еще до учебного заведения добираться нужно. Все не очень удобно. Но у Михаила, в отличие от тех, кто живет в деревне, а работает в городе, есть альтернатива — поселиться в общежитии. Колледж в состоянии обеспечить жильем всех иногородних учащихся. Молодой человек не захотел воспользоваться этой возможностью, и это его выбор.
К разговору присоединилась Лилия. Она живет в Минске, но приезжает в Сутин ухаживать за пожилой мамой. Каждую пятницу этим рейсом уезжает из деревни. И ее он устраивает. В Марьиной Горке пересаживается на маршрутный автобус, благо они в сторону Минска ходят часто. Говорит, что все удобно, только хотелось бы, чтобы билет был дешевле, но понимает, почему все есть так, как есть. К слову, информация о том, как рассчитывается стоимость проезда, в салоне была: с 25 ноября минувшего года тариф составляет 0,09 рубля за 1 километр.
В Тальке число пассажиров пополнила Кристина, которая учится в седьмом классе средней школы №4 города Марьина Горка и ездит каждый день. На мои вопросы она отвечала так, как будто ждала их. Рассказала, что раньше приходилось на занятия ездить на электричке отправлением в 6.20 либо в 7.50. В первом случае не высыпалась, во втором — опаздывала (уроки начинаются в 8.30). Теперь все хорошо: и встает почти на час позже, и в школу спокойно успевает.
В Блуже в автобус вошла Ирина со своей дочерью Аней, ученицей пятого класса средней школы №2. Женщина работает в районном комбинате бытового обслуживания закройщиком, а дочь в город стала ездить с мамой потому, что в Блужской школе не было группы продленного дня, малышку не с кем было оставить дома. Помимо учебы в школе Аня занимается музыкой, а в Марьиногорской школе искусств — рисованием. Как говорит Ирина, сейчас ее дочь, по крайней мере, стала высыпаться. И это радует маму, как и возможность самой утром выйти из дома попозже. Как оказалось, у Ирины есть и еще одна причина радоваться переменам в расписании автобуса. У нее в Сутине живет мама, и сейчас появилась возможность из Блужи без пересадок приехать к ней и вернуться домой. Женщина также рассказала, что они с дочерью не единственные из их деревни, кому удобен этот первый утренний рейс. Им пользуется их сосед, который работает по сменам, две девочки-гимназистки.
— Автобус — просто класс, — не дослушав до конца мой вопрос, сообщил Валерий, который присоединился к пассажирам в деревне Цагельня. Мужчина работает в УП «Жилтеплосервис» КХ. Рассказал, что из его деревни ездят еще несколько человек, работающих в той же организации. Но они сейчас в отпуске. Когда не ходил автобус, на работу в город добирались пешком. А это не близкий путь.
Сутин — это только конечная точка на карте маршрута, где еще много деревень, у жителей которых тоже есть свои взгляды на транспортную проблему. Некоторые люди понимают, что автопарк не может удовлетворить запросы каждого конкретного человека, поэтому ищет «золотую середину» между интересами пассажиров и своими. Это не служба такси, где машина приходит по вызову. Она, к слову, неплохо развита в нашем районе. Не хочется кому-то ждать автобуса — можно воспользоваться услугами такси. Это дорого: более 30 рублей за вызов в Сутин. А в автобусе — немногим более трех рублей. Но или деньги, или время. Хочется быстрее, — заплати, нет желания платить лишнее — корректируй свои планы в соответствии с расписанием движения автобусов.
Первый рейс Сутин — Марьина Горка Ирина из Блужи назвала вообще идеальным с точки зрения работающих людей. В автобусе их было большинство. Возможно, другим, менее занятым пассажирам, стоит это принять и согласиться, что те, кто работает, как раз имеют право требовать удобного расписания этого первого рейса.
Назад из Марьиной Горки в Сутин автобус отправлялся в 8.00 и успевал доставить учителей в местную школу. Это тоже оговаривали, когда планировали рейсы. А окончательно в город он возвращается в 21.00. При этом он еще раз в середине дня приезжает в Марьину Горку, а так курсирует между Талькой, Сутиным и другими деревнями в этой зоне. Возможно, кому-то это неудобно. Но главное, транспортное сообщение налажено. Давайте учитывать разные интересы.
Наталья ПАРХОМЧИК.