«Микро» против «гипер» — о конкуренции магазинов в регионах на примере Пуховичского района

17 лет назад, с появлением в Беларуси первых супер- и гипермаркетов, эксперты в один голос затрубили: «Это поставит крест на магазинах у дома! Они не будут нужны», пишет mlyn.by

Справедливости ради скажем, что интерес к торговым площадкам, которые и за два часа не обойти, поначалу действительно был огромный. Это ж как удобно: зашел в гипермаркет — и через полдня вышел с полной тележкой всякой всячины. Правда, один такой поход изрядно опустошал семейный бюджет. Да и дома, распаковывая покупки, многие ловили себя на мысли, что соблазнились на красивые витрины и накупили массу бесполезного…

Гипермаркеты и сегодня пользуются популярностью — перед праздниками и выходными там настоящий ажиотаж. Однако несмотря на пессимистичные прогнозы горе-знатоков, продолжают работать и магазинчики у дома. Сколько же им еще так «барахтаться», пытаясь конкурировать с более крупными и успешными торговыми объектами? Ответ наверняка знают эксперты. Не те, у которых все расчеты исключительно на компьютере, а те, что каждый день ходят за покупками, отдавая предпочтение тому или иному магазину. Таких решили поискать в городе-спутнике Руденске и городском поселке Свислочь Пуховичского района.

магазин Пуховичский район

Где 10 рублей, там и 40?

В Свислочь приехали около 9 утра. Поселок потихоньку просыпается: кто-то опаздывает на работу, кто-то неспешно ведет детей в садик. Поинтересовались у местных пенсионерок, как пройти к самому большому магазину в населенном пункте и, получив приблизительные координаты, направились туда. Как и ожидалось, это оказался «Евроопт». Людей здесь было немного: примерно 3-4 покупателя, которые ходили от одной витрины к другой, высматривая, что бы положить в корзину.

магазин Пуховичский район

Мы не стали им мешать. Решили посетить торговые объекты попроще — те самые магазинчики у дома. Возле одного как раз разгружалась машина со свежим хлебом. Заметили ее не только мы: сюда подтянулись первые покупатели. На кассе с несколькими из них разговорились.

магазин Пуховичский район

— Буквально через дорогу большой магазин. Почему туда не идете? — задаю провокационной вопрос. — Сами сейчас там были: людей мало, можно спокойно гулять между рядами и выбирать товары…

— Я в «Евроопт» ходил, как только он открылся. Интересно было, что там есть и почем. Потом жена сходила — и 50 рублей как не бывало! И ведь ничего такого не купила, все по мелочи, но полсотки нет! Я ей говорю: «Ты или в следующий раз бери меньше денег, или вообще не ходи в большие магазины». Теперь возле дома все покупаем, — говорит мужчина лет 65, представившийся Александром.

Постепенно к нашему разговору подключились и другие покупатели. Молодая мамочка с ребенком и пенсионерка стали активно защищать гипермаркеты, считая их более удобными. Аргументы приводили разные: большой выбор товаров, сезонные акции, скидки. И в этих магазинах гораздо просторнее!

— Если нужно купить сразу много и всего, то идем в гипермаркет. Там с тележкой гораздо проще передвигаться, не надо тяжелую корзину тащить в руках. Одного такого посещения хватает, чтобы крупно затариться, — авторитетно заявила девушка.

Потом, правда, уточнила: последний раз удалось «крупно «затариться» перед Новым годом, то есть почти два месяца назад. Если же нужно купить что-нибудь по мелочи (сметану, хлеб или йогурт ребенку), то, как оказалось, проще посетить маленький магазинчик через дорогу. Где хоть и одна касса, но обслуживают быстро.

— Конечно, за йогуртом для сына или свежей сметаной я не пойду в «Евроопт». Это долго. И, пока ходишь с ребенком по магазину, он начинает хныкать: купи игрушки, шоколадку… В итоге, намереваясь потратить 10 рублей, оставляешь 40. Мне не жалко, но машинками и конструкторами уже вся квартира завалена. Только ребенку разве это объяснишь?

«Ленка, мне как обычно…»

Следующий пункт назначения — город-спутник Руденск. Продовольственных магазинчиков у дома здесь хватает. Судя по наплыву посетителей, «умирать» или «уходить в прошлое» эти торговые точки пока не собираются.

магазин Пуховичский район

Наугад выбираем один из магазинов, заходим внутрь. За минуты две осмотрели все полки и витрины: хватает и хлебобулочных, и молочных изделий, бакалеи, консервов, сладостей, напитков, мяса и колбас. Цены на многие товары на 70 копеек, а то 1,50 рубля дешевле, чем в Минске. Единственное неудобство — между рядами не слишком много места. Хотя, как заверила продавец, это временно. Торговый объект вскоре прирастет дополнительными метрами, и тогда станет гораздо свободнее.

— Не успел приготовить ссобойку. На такой случай всегда иду сюда: пачка булочек, бутылка кефира — и уже голодным не останусь, — показывает свои нехитрые покупки сотрудник «Белтелекома» Геннадий.

Еще один посетитель, Владимир, признался, что крупные магазины избегает намеренно: продавцы там — «чужие» и контакт с ними установить невозможно.

магазин Пуховичский район

— Люблю домашние магазины, потому что все продавцы тут золотые! Три девчонки на смене — каждого покупателя они знают, как родного. Придешь вечером после работы, скажешь: «Ленка, мне как обычно…» Она уже знает, что это значит: 300 граммов колбасы «Барбадос». А если пяти или десяти копеек не хватает до полной суммы, чтобы заплатить, разрешат принести на другой день. Всякое ведь бывает… А в гипермаркете кто тебя будет помнить? Там продавцы меняются каждый день, и ты для них — незнакомый дядька.

Социальный работник Ирина за свежими продуктами ходит каждый день. И тоже старается закупаться возле дома.

магазин Пуховичский район

— Плюс маленьких магазинчиков в том, что товары подобраны под потребности покупателей. Если люди берут в основном молоко 3%-ной жирности — значит его и будут завозить больше всего. То же и с хлебом, сметаной, маслом. Это удобно. Я каждое утро беру здесь продукты для моих подопечных бабушек. Предпочтения у всех разные: одна просит колбасу с салом, другая без сала, третья любит сосиски. Это обычные товары, которые есть и в небольшом магазине. Так зачем мне идти в гипермаркет, где еще нужно постараться, чтобы все найти?

Для чистоты, так сказать, эксперимента, поинтересовались у продавца Светланы, сколько в день приходит покупателей. Оказалось (с учетом того, что магазин работает с 8:00 до 22:00), больше полутысячи! И это только в зимний период. А летом, когда начинается сезон дач, цифра в два раза возрастает.

— Может, люди и не так много берут: все-таки гипермаркет есть гипермаркет. Там смотришь на витрины — и то хочется, и то. Хотя изначально намеревался взять совсем другое. Зато у нас большая проходимость. В этом преимущество магазинов возле дома.

Здоровая конкуренция

И все-таки нас не отпускали некоторые сомнения. Пусть сегодня в Руденске проживает не слишком много людей (чуть меньше 3 тысяч человек), но ведь и сам город-спутник, и соседний поселок Дружный должны будут принять тысячи минчан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Растет и население Свислочи. Значит, понадобятся новые торговые объекты — крупные, рассчитанные на большее число посетителей. И мирно соседствовать с мини-магазинами супермаркеты вряд ли захотят…

В городскую черту города-спутника входят городской поселок Руденск, поселок Дружный, прилегающие деревни Рог, Криница, Варшавка, Руденск-2, Остров, а также садоводческие товарищества. Число жителей в будущем городе-спутнике должно вырасти в несколько раз.

— Решающее слово всегда было и будет за покупателем, а он от магазинов у дома никогда не откажется, — уверяет предприниматель Юрий Селивонец. Именно его «домашние магазины» мы посетили в Свислочи и Руденске. — Свой первый торговый объект я открыл еще в 2011-м, когда о гипермаркетах и речи не шло. Это был кондитерский магазин, продукция которого пользовалась хорошим спросом. Потом открыл продовольственный магазин у дома. Старался привлечь покупателей качеством, доступными ценами. Конкуренции со стороны аналогичных торговых объектов не опасался: каждый занимал свою нишу и был востребован у своего покупателя.

магазин Пуховичский район

По словам Юрия Селивонца, когда в Свислочь пришел «Евроопт», появились и первые сомнения: удастся ли выдержать конкуренцию?

— Часть покупателей перешла в гипермаркет, что отразилось на нашей прибыли. Даже возникла мысль, что потеряем всех покупателей. Но буквально через месяц ситуация выровнялась. Возможно, интерес к новому маркету постепенно угас или люди поняли, что магазин у дома практичнее. Согласитесь, не пойдет бабушка за баночкой сметаны в супермаркет, если точно такая же сметана продается здесь, в двух шагах от ее дома. Или зачем мне после работы наматывать круги по большому торговому центру, когда можно в каком-нибудь магазинчике за пять минут наполнить корзину всем необходимым, оплатить и идти домой?

В магазинчике у дома каждый покупатель проводит в среднем 4-7 минут. Пришел, взял, что нужно, расплатился и ушел.

У Юрия Селивонца небольшая торговая сеть из девяти магазинов. Два работают в Свислочи, пять — в Руденске, по одному — в агрогородке Турин и деревне Светлый Бор. Чтобы нигде прилавки не пустовали, хозяин сразу заказывает у поставщиков большие объемы товаров. Значит, может рассчитывать на скидку и устанавливать цены на продукцию ниже, чем у конкурентов.

магазин Пуховичский район
магазин Пуховичский район
магазин Пуховичский район
магазин Пуховичский район

— Ряд товаров у нас стоит дешевле за счет минимальной торговой надбавки. Люди это отмечают и приходят к нам, поэтому на недостаток покупателей пожаловаться точно не можем. А того момента, когда Руденск станет городом-спутником, не боимся, даже ждем. Пусть здесь открываются новые гипермаркеты — формат магазина у дома будет всегда востребован. Покупатели любят такие торговые точки за ряд преимуществ: приятные цены, шаговая доступность, всегда свежие продукты. Мы не рассчитываем на то, чтобы отобрать покупателей у гипермаркета. Туда ходят максимум раз в неделю с большим списком, чтобы закупиться впрок. А к нам приходят каждый день!

Галина НАРКЕВИЧ, фото: Вячеслав ЦУРАНОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *