Мысли вслух. Хорошо ли то, что ребенок «зависает» в соцсетях?
Хорошо ли то, что ребенок «зависает» в соцсетях? Что он там может узнать и чему научиться?
«Кира сегодня в школу опоздала», «Кира сходила к стоматологу», «Кира поссорилась с Аней», «Кира ела вкусное мороженое»… И еще пять-десять примеров того, что делала в один из дней Кира своему отцу вечером выдала восьмилетняя Полина. «Ты виделась с Кирой?» — спросил отец, полностью осведомленный о том, как девочка провела свой день. «Нет, она все в Инстаграм выставила, а я прочитала», — ответила Полина и продемонстрировала страничку ее подружки в соцсетях.
Когда дочка уснула, Сергей пригласил супругу на разговор о том, что подаренный дочери телефон они планировали использовать исключительно для связи, но уже в первый же день ребенок «завис» в соцсетях. Это однозначно не тот сценарий, который видели родители.
— Я понимаю, что от прогресса не убежать, — говорит Сергей. — Повсеместная цифровизация затрагивает и детей в том числе: социальные сети стали формой досуга: нечего делать — пойду в соцсети… Вот и получается, что детей теперь найдешь и в Одноклассниках, и ВКонтакте, и в Инстаграм…
Казалось бы, что им там делать, ведь вся их простая дет-ская жизнь проходит рядом с друзьями, родителями. Общайся дома, в школе, на улице. Зачем выкладывать в соцсети обычные банальные вещи о том, что ты съел, что ты выпил за обедом, с кем поссорился/помирился? Кому нужны такие подробности? Для чего выносить их на весь мир? Но это происходит. И вряд ли можно говорить о том, мне кажется, что это хорошо, даже если совсем без-обидно. Личные дела и домашнее пространство, как я считаю, как считают многие специалисты-психологи, должны оставаться приватными, а не публичными. Согласитесь, когда взрослый имеет что сказать этому миру и обращается к людям через соцсети — это одно. Но когда это делает ребенок, толком не умеющий не только сформулировать мысль, но и грамотно ее написать, — это другое.
К слову, о грамоте. Соцсети вообще не мотивируют становиться грамотным и следить за тем, что ты пишешь. Даже взрослых. Из свеженького: цитирую дословно то, что было написано недавно в родительском чате учителем начальных классов одной из столичных школ: «Здравствуйте уважаемые родители, была сегодня на собрании на щет формы… Мальчикам брюки, пиджак, можно жЕлетку…»
Я уже засыпала, когда мне прислали эту переписку родители школьницы. Прочитав, проснулась от осознания того, что ребенок ходит в класс, где учитель не знает, как пишется слово «жИлет», слово «насчет», если это наречие, а не про какой-то банковский счет речь идет. Не знает учитель ничего об обращениях и знаках препинания при их использовании… Где учился этот педагог? Наверное, в соцсетях, где такие слова уже не шутка, а норма…
Возвращаясь к первоначальной теме, хочу сказать, что, как мне кажется, восьмилетний ребенок еще все же слишком мал для активного присутствия в публичном пространстве. Пусть окрепнет в грамоте, мировосприятии. А это будет происходить с помощью родителей постепенно. Им нужно, исходя из своего (надеюсь, положительного) опыта, прививать детям правильные привычки, культуру общения. Покажите, что переписка должна быть по делу, что бесцельно листать ленту на страницах знакомых — не лучший вариант, ведь есть полезные возможности интернета: познавательные программы, информационные группы, научные сообщества для изучения, к примеру, иностранных языков. Так интернет станет ребенку дополнительной площадкой для получения знаний.
Важно найти оптимальный сбалансированный подход, при котором вы не стали бы отключать сына или дочку от интернета и соцсетей, но и не поощряли бы чрезмерное сидение в чатах. Это в ваших руках. Причем порой взрослым нужно начать воспитание с себя. Если вы сами не знаете меры и просиживаете часами в телефоне, то глупо требовать иного поведения от ребенка. Так что оглянитесь и ищите золотую середину…
Елена ИВАНОВА