Новые Кодексы Республики Беларусь: профилактика — в приоритете

С 1 марта в Беларуси заработали новые Кодексы Республики Беларусь: Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных  правонарушениях    (ПИКоАП). Главная  их  особенность — закрепление  приоритета  профилактических  мер воздействия  перед  наказанием.

В новом КоАП были осовременены  подходы ко многим административным правонарушениям, в том числе, исключены неактуальные составы. Всего исключено 110 норм.

Значительная часть составов правонарушений в новом  КоАП  по сравнению с прежним подверглась корректировке. При этом в некоторых из них  был значительно снижен размер административных санкций.

Изменения в ПИКоАП не носят такого глобального характера, как в КоАП.  В  частности, в новом ПИКоАП изменен подход к перечню органов, которые уполномочены вести административный процесс. Их количество значительно сокращено. Так, из компетенции организаций ЖКХ передано органам милиции право на ведение административного процесса, связанного с нарушением правил пользования жилым помещением. Это нововведение обусловлено тем, что именно органы внутренних дел обладают достаточными полномочиями для доступа в ночное время в жилые помещения.

 

Другая  ответственность

В КоАП административная ответственность по многим правонарушениям смягчена, а порядок привлечения граждан и организаций, а также индивидуальных предпринимателей к административной ответственности упрощен.

Среди основных новелл КоАП — введение профилактических и предупредительных мер. В целях предупреждения новых административных правонарушений   к  лицу,  совершившему   правонарушение,   могут  быть применены следующие профилактические меры воздействия: устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия.

Устное замечание подразумевает разъяснение физлицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережение о недопустимости противоправного поведения с его стороны.

Предупреждение заключается в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и последствиях повторного совершения административного правонарушения.

Меры воспитательного воздействия применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение. Этому вопросу в новом КоАП посвящена самостоятельная глава, которая состоит из 6 статей.

Новый КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий. Все административные правонарушения разделены на три категории: административные проступки, значительные административные  правонарушения, грубые административные правонарушения.

При совершении впервые административного проступка вместо административного взыскания (как правило, штрафа) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только  предупреждаться.

Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания. Решение о выборе меры воздействия (профилактическая мера или взыскание) будет  приниматься  с учетом конкретных обстоятельств произошедшего,  наступивших  вредных     последствий, личности  правонарушителя.

При этом в целях обеспечения безопасности на дорогах предусмотрен ряд исключений из общего правила об освобождении от ответственности за впервые совершенный административный проступок. Законодатель выделил 17 наиболее серьезных и часто совершаемых административных проступков, за которые сразу может налагаться штраф. К примеру, это нарушение скоростного режима, проезд на красный свет, нарушение правил проезда перекрестков.

В то же время за грубые правонарушения, связанные с хулиганством, хищениями, насильственными действиями и т.п., сохраняются жесткие меры реагирования вплоть до ареста.

 

“Правонарушитель…  на  год”

Следующая важная новелла — изменение подходов в части сроков, в течение которых лицо считается подвергнутым административному взысканию. Сегодня лицо считается не подвергавшимся административному взысканию по истечении одного года после исполнения административного взыскания. То есть «клеймо» правонарушителя закрепляется за ним на длительный период за любое административное правонарушение.

В новом КоАП заложен дифференцированный подход. Годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение. Лицо, совершившее административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (к примеру, уплаты штрафа), а совершившее  значительное  административное правонарушение  —  по истечении шести месяцев.

Владимир   СМИРНОВ,

начальник  Пуховичского  РОВД.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *