Пешеходы и водители. Кто прав?
Когда разговор заходит о проблемах, связанных с поведением участников дорожного движения, чаще всего звучат претензии в адрес водителей. Но и у них, в свою очередь, тоже есть на что пожаловаться. Водители отмечают, что все больше становится пешеходов, которые, переходя дорогу на нерегулируемых пешеходных переходах, перестали проявлять осторожность и оценивать дорожную обстановку. Речь даже идет не о представителях молодого поколения с наушниками в ушах и в надвинутых на глаза капюшонах. В виду имеют и вполне самостоятельных людей, которые, подходя к «зебре», даже голову не удосуживаются повернуть, чтобы посмотреть, как далеко от пешеходного перехода находятся автомобили. Автомобилисты уверены: так происходит вследствие неправильной трактовки пункта 16.2 правил дорожного движения, который гласит, что пешеход имеет право «на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу…».
— В последнее время пешеходы хорошо усвоили, что на нерегулируемом переходе имеют приоритет перед автомобилистами, — поясняет опытный водитель, преподаватель автошколы Пуховичской РОС ДОСААФ Борис Николайчик (на снимке), который уже много лет учит курсантов разбираться в тонкостях правил дорожного движения. — Но приоритет этот появляется у пешехода только тогда, когда он находится на «зебре», а не на тротуаре, готовясь переходить дорогу.
Борис Александрович считает, что пункт 16.2 правил дорожного движения требует дополнительного пояснения. Не хватает здесь фразы, которая есть, например, в пункте 17.3, говорящем об обязанностях пешехода, переходящего дорогу в местах, где в пределах видимости нет никаких переходов. Он предписывает «…переходить (пересекать) проезжую часть… убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен…».
Нет, наверное, человека, который не знал бы, что любое движущееся средство мгновенно остановить нельзя. Даже велосипедисту нужно время, чтобы затормозить. А тем более автомобилю! Но нередко пешеходы этого времени водителю не оставляют.
У Бориса Александровича есть своя формула расчета безопасного расстояния от автомобиля до пешехода, когда последний может ступать на нерегулируемый переход с уверенностью в собственной безопасности. Вместе мы попробовали все посчитать, исходя из того, что по дорогам населенных пунктов автомобили движутся со скоростью 40 километров в час, а пешеходы переходят улицу шириной 10 метров за 8 секунд. Получилось, что безопасное расстояние, с которого водитель должен увидеть пешехода, ступающего на нерегулируемый пешеходный переход, составляет 88 метров. Как утверждает Борис Александрович, опытному автомобилисту, в крайнем случае, может хватить 40-50 метров, чтобы вовремя остановиться. Но не менее! А в последнее время пешеходы нередко ступают на «зебру», когда до автомобиля остается метров 5. Водителю нужно полсекунды, чтобы только переставить ногу на педаль тормоза. За это время его автомобиль уже будет на «зебре»!
Конечно, водитель должен учитывать, что пешеход по сравнению с транспортным средством слаб и уязвим. Но и пешеходу об этом необходимо помнить и думать о своей безопасности. Человек, управляющий автомобилем, может вовремя заметить того, кто готовится переходить дорогу, и притормозить. Но это только в солнечный день. А во время дождя, тумана или просто в сумерках все очень проблематично.
И еще: правила дорожного движения не требуют от водителя обязательно приостанавливаться перед нерегулируемым пешеходным переходом. Если на «зебре» никого нет — он может спокойно ехать. Поэтому появившийся внезапно пешеход, не оценивший дорожную обстановку, сам создает аварийную ситуацию. Увидев внезапно возникшего перед автомобилем человека, водитель начинает нервничать и может не успеть принять правильное решение. А дальше — травмы, покалеченные судьбы, смерть. Такой нередко бывает цена нежелания пешехода немного подождать и пропустить движущийся автомобиль.
По наблюдению водителей, сегодня дети-пешеходы часто ведут себя на дороге более осторожно, чем взрослые. Их этому учат и в школе, и дома. Недавно, дежуря на дороге с инспектором ДПС отдела ГАИ, я наблюдала, как ученик начальной школы на кромке тротуара у пешеходного перехода терпеливо ждал, когда автомобили сами остановятся и позволят ему перейти дорогу. Надо признать, что произошло это не сразу: только четвертая машина притормозила, чтобы пропустить ребенка. И это уже вопрос водительской этики.
Борис Александрович говорит, что от своих курсантов в первую очередь всегда требует усвоить пункт 7.2 правил дорожного движения, который гласит: «Участники дорожного движения обязаны… не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми». Каждый участник дорожного движения, соблюдающий эти правила, вправе рассчитывать на то, что и другие участники дорожного движения будут выполнять содержащиеся в них требования. По его мнению, если такой позиции будут придерживаться и водители, и пешеходы, вопросы безопасности на дороге не будут стоять так остро.
Наталья ПАРХОМЧИК.