Пуховчане продолжают попадаться на уловки интернет-мошенников

За две недели января возбуждено 7 уголовных дел по фактам интернет-мошенничества, совершенных в отношении жителей нашего района, — рассказывает старший уполномоченный группы по противодействию киберпреступности криминальной милиции Пуховичского РОВД Николай Радюк.

— Недавно в районной газете и на ее сайте мы подробно рассказывали о таком виде интернет-мошенничества, как вишинг, когда злоумышленники с использованием телефонной коммуникации применяют методы психологического воздействия на человека, представляясь при этом должностными лицами («сотрудник банка», «сотрудник милиции» и т.д.), а также используют различные приемы убеждения собеседника в достоверности сказанного ему. Таким образом под различными предлогами выманивают у держателя банковской карты конфиденциальную информацию или убеждают его совершить определенные действия со своей банковской картой.

О том, как определить, что вам звонят мошенники и что надо делать, чтобы защитить себя от их посягательств на ваши денежные накопления, в средствах массовой информации сообщается часто. Однако интернет-преступники продолжают находить доверчивых людей и психологически воздействовать на тех так, что они предоставляют возможность похитить свои деньги.

Один из самых распространенных в последнее время приемов мошенников — звонки от так называемых «сотрудников банка». Вот пример такого телефонного общения (из рассказа 46-летней жительницы поселка Дружный, которая обратилась в милицию):

«Мне в мессенджере Вайбер позвонила девушка, которая представилась капитаном милиции и сообщила, что в отношении меня возбуждено уголовное дело. Далее она пояснила, что какой-то мой дальний родственник по имени Сергей, воспользовавшись моими личными данными и под предлогом того, что я попала в беду, подал заявку на оформление кредита на крупную сумму. Я ответила, что у меня нет такого родственника и что со мной все в порядке. После чего девушка переключила меня на другую линию, и уже со мной стал разговаривать мужчина, который представился специалистом банка и прислал фото своего удостоверения. Он сказал, что для того, чтобы помешать преступнику и вывести его на чистую воду, мне необходимо взять заем на такую же сумму в одном или нескольких банках и перевести эту сумму на «сохранный счет». По его словам, после задержания мошенника долг будет аннулирован. Если этого не сделать, то афериста не поймать, а мне придется выплачивать чужой кредит.

Я согласилась помочь в вычислении мошенника, и тогда мне в мессенджере Вайбер позвонил мужчина, который представился полковником милиции. Он также прислал фото своего служебного удостоверения и сказал, что я должна направиться в банков-ское учреждение для оформления кредита. При этом предупредил об уголовной ответственности за неразглашение информации о проходящем расследовании. Я выполнила все данные мне указания…»

В ходе «оказания помощи милиции» потерпевшая оформила на свое имя три кредита на общую сумму 8500 рублей, после чего осуществила их перевод посредством Интернет-банкинга и инфокиосков на указанные злоумышленником счета. По его настоянию женщина обратилась в четвертое отделение банка для оформления очередного кредита, но получила отказ банка, что вызвало у нее сомнение в действительности происходящего, а затем и понимание, что ее обманывают.

Помимо этого, по инструкции «сотрудника банка» под предлогом установки системы защиты от интернет-мошенничеств, потерпевшая установила на свой телефон приложение RustDesk.

Обращаем внимание! Мошенники часто просят своего собеседника якобы для помощи ему установить на его мобильное устройство приложение типа RustDesk или AnyDesk. Это бесплатные приложения для удаленного доступа и управления компьютером или мобильным устройством. Посредством этих приложений мошенники удаленно получают необходимую им информацию и производят нужные им действия на устройстве потерпевшего.

По аналогичной схеме (только имена звонивших «сотрудников банка и милиции» назывались другие) в первые дни января были совершены факты интернет-мошенничества в отношении двух жительниц Марьиной Горки. В результате одна из них (54-летняя женщина) потеряла 4500 рублей. Другая (23-летняя девушка) чуть было не лишилась 7000 рублей, кредит на которые был уже одобрен банком, но благодаря его службе безопасности, которая, заподозрив неладное, повторно связалась с клиентом и вовремя заблокировала платеж.

Потерпевшие в большинстве своем при- знаются, что предупреждения милиции об активной деятельности интернет-мошенников не раз слышали. Но когда по телефону доверчивым людям сообщают, что на них заведено уголовное дело и им придется выплачивать большие суммы денег, а во избежание этого и для поимки преступников надо действовать быстро, некоторые начинают паниковать, забывают о предупреждениях милиции и действуют по указанию мошенников. А те, в свою очередь, умеют психологически воздействовать на жертву. Для большей убедительности к телефонному общению с потенциальной жертвой нередко подключаются несколько лжесотрудников банка и правоохранительных органов «высокого» ранга. Человек начинает верить, что ему действительно хотят помочь, и начинает выполнять указания.

А мошенники, к тому же, требуют от потерпевших конфиденциальности: не связываться с банками и ничего не уточнять, мол, проводится следствие с целью выявления тех сотрудников, которые передают личные данные граждан, от имени которых мошенники берут кредиты. При этом, ссылаясь на статью 407 Уголовного кодекса Республики Беларусь, подчеркивают, что умышленное разглашение данных дознания или предварительного следствия предупрежденным лицом наказывается штрафом или арестом. В результате под сильным психологическим воздействием человек верит на слово и не знакомится самостоятельно с настоящим текстом данной статьи, в которой отмечается, что предупреждение о неразглашении осуществляется в установленном законом порядке (понятно, что в таком случае гражданина должны вызвать в правоохранительный орган, официально его предупредить, за что гражданин должен расписаться в соответствующем процессуальном документе).

Выполняя указания мошенников, многие из потерпевших молчали и не рассказывали о произошедшем даже родственникам, а обращались в милицию только спустя несколько дней, так как предполагали, что действительно оказывают помощь в вычислении злоумышленников и ждали официального вызова в правоохранительные органы.

Также потерпевших подкупает то, что звонки поступают с аккаунтов, оформленных на белорусские номера теле-фонов. Для этого злоумышленники проводят подготовительную работу, похищая чужие учетные записи. Пользователям в личном сообщении или в каком-либо чате с большим количеством участников (группах по интересам, например, по поиску работы и других) отправляется ссылка-приманка, перейдя по которой, пользователь предоставляет злоумышленникам доступ к своему аккаунту в одном из мессенджеров (Viber, WhatsApp, Telegram и т.д.). После этого аферисты отключают приложение на устройстве владельца и пользуются его учетной записью для звонков потенциальным жертвам. Ссылка может быть завуалирована под интересную новость, выгодное акционное предложение от известного интернет-магазина или банка, предлагающего какие-либо бонусы, и провоцирует перейти по ней.

Напоминаем: чтобы не утратить контроль над своими аккаунтами, никогда ни под какими предлогами не переходите по ссылкам от неизвестных отправителей и не передавайте незнакомцам коды авторизации и личные данные.

Помните! Правоохранители и работники банковских учреждений никогда не звонят гражданам по рабочим вопросам в мессенджерах и никогда не просят перевести какие-либо средства куда бы то ни было. Если вам поступил подобный звонок, с вами разговаривают мошенники, поэтому нужно немедленно прекратить разговор и ни в коем случае не сообщать какую-либо конфиденциальную информацию.

Записал Андрей МАЗАНИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *