Пуховчанин о своем блоге: «История любого города и любой страны складывается из истории ее жителей»

Марьина Горка: путешествие в прошлое. Его позволяют совершить фотографии, которые в своем блоге в Инстаграм размещает Егор Кретов. 

— История любого города и любой страны складывается из истории ее жителей, — говорит Егор Кретов, создатель исторического блога в соцсети Инстаграм “@old_photos_mg”. — Поэтому очень важно сохранять даже небольшие исторические материалы в виде любительских фотографий и видеозаписей. По ним всегда можно будет проследить, как изменялась наша жизнь. Ценность случайно сделанного фото можно понять лишь спустя годы. И я в этом уже не раз убеждался.

— Когда я начинал вести блог, я думал, что информации мне хватит на несколько месяцев, а затем блог  просто останется в виде интернет-архива, — рассказывает Егор. — Но очень скоро я понял, что историческое «дно» нащупать у меня вряд ли получится: практически каждый день мне поступает новая информация от подписчиков. И каждый раз я испытываю эмоции первооткрывателя!

Одной из первых ко мне попала фотография храма Успения Пресвятой Богородицы, фундамент которого был заложен еще в 1871 году, а строительство завершилось в 1879-м. Меня покорил внушительный размер храма, греческий архитектурный стиль, сложная структура. До сих пор не могу понять, как можно было разрушить столь величественное строение, аналогов которому в Беларуси нет по сей день?..

Следующим открытием для меня стала фотография водяной мельницы, которая находилась за нынешним парком имени Любы Гайдученок и была построена предположительно в 1900-х годах. Мельница  имела генератор, который вырабатывал электроэнергию для промкомбината и некоторых учреждений города. По словам источника информации, фотография мельницы сделана в 1965 году.

Уникальную  фотографию, которая была сделана в 1950-е годы на железнодорожном вокзале в Марьиной Горке, прислал еще один подписчик. На месте, где сегодня перрон и стоят  лавочки для пассажиров, раньше находился  жилой дом. И мимо него на расстоянии вытянутой руки проносились поезда.

 

На фотографии на заднем плане хорошо видна Шуховская водонапорная башня, которая была построена в 1920 году и демонтирована в 2013 году. К слову, на  Белорусской железной дороге они строились для заправки локомотивов водой. Во время  Великой Отечественной войны наша башня была разрушена, а восстановлена и запущена в 1946 году. Вода поступала из водозабора Титовки. Этой воды хватало, чтобы в течение четырех часов заполнять тендеры тепловозов. Необходимость в башнях исчезла после того, как на смену пару пришло электричество. Хотя, по моему мнению, демонтировать данный объект все-таки не стоило: его можно было «вписать» в городскую среду, превратив в необычный туристический объект.

Не менее удивительным для меня стало и то, что в 1950-е на привокзальной площади стоял памятник Сталину. Монумент был демонтирован во время «хрущевской оттепели». Фото, на котором  изображен памятник, было сделано в 1952 году.

 

На месте кинотеатра «Октябрь» тогда стояло деревянное здание ремесленного училища, а рядом с ним небольшое здание четырехлетней школы, где учились дети железнодорожников.

Однажды в интернете я наткнулся на фотографии тренировок и стрельб 8-й танковой дивизии, которая располагалась в Марьиной Горке с 1947 по 1990-е годы. Как оказалось, снимки были сделаны на Трусовском озере, которое  мне и моему окружению всегда было известно как Загайское. Сейчас оно находится на территории экопарка «Акварель». В  дивизии старшим техником танковой роты служил мой тесть Владимир Васильевич Лесовой. От него я узнал, что Трусовское озеро было создано искусственно в 50-е годы как военный объект специально для тренировок и стрельб дивизии. Неофициальное название озеро получило в честь генерала  Николая Михайловича Трусова.

Воду к объекту провели с помощью труб и системы специальных насосов из реки Титовка. Затем озеро было разделено дамбой. До объекта танки добирались своим ходом через второй железнодорожный переезд и двигались вдоль автомобильных магистралей, чтобы не портить асфальт.

Танки тщательно подготавливали к погружению в воду: чтобы не заглох двигатель, устанавливалась специальная воздухопитающая труба, с помощью замазки устранялись все щели в башне и люках, силовое отделение закрывалось крышками, на выхлопную систему ставились клапана. Погружаясь в воду, механик-водитель экипажа танка полностью терял обзор и шел по прибору гирополукомпас (специальный прибор для ориентирования танка под водой). За ходом упражнения всегда следила группа спасателей из 6-8 человек.

Эксклюзивными материалами, которые попадают мне в руки, я всегда делюсь с Пуховичским районным краеведческим музеем. Занимаюсь  этим исключительно на добровольных началах в интересах развития нашего района, потому что считаю, что история — это именно тот стержень, который объединяет людей в один народ.

Станислав  БЕЛОУСОВ.

Пуховчанин о своем блоге: «История любого города и любой страны складывается из истории ее жителей»: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *