Техосмотр: не желательно, а обязательно
Нет водителей, которые бы не знали, что прохождение технического осмотра транспортного средства — обязательная процедура для всех автовладельцев, которые участвуют в дорожном движении. Обязанность проведения государственного технического осмотра транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету, закреплена статьей 33 Закона «О дорожном движении». К тому же, согласно правилам дорожного движения, водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов.
И тем не менее, далеко не все считают необходимым получить допуск к дорожному движению: многие садятся за руль и надеются на то, что удастся избежать неприятной встречи с инспектором ГАИ и неминуемого штрафа за отсутствие техосмотра. Почему же водители согласны всякий раз нервничать в ожидании такой встречи, но не ехать на станцию прохождения техосмотра?
Основных причин до недавнего времени было две: необходимость вложить порой немалые денежные средства, чтобы перед техосмотром привести автомобиль в порядок, и нежелание платить дорожную пошлину. Но она с начала 2021 года перестала быть привязанной к техосмотру. Теперь, чтобы пройти его, нужно заплатить только за сам техосмотр.
— И этот факт, безусловно, повлиял на активность автовладельцев, — говорит инженер по допуску технических средств к участию в дорожном движении Виктор Ажгирей. — Поток транспорта, предоставленного на гостехосмотр, уже увеличился в 2,5 раза по сравнению с предыдущими годами. За неполные три месяца на нашей станции техосмотр прошли примерно 2000 автомобилей. Были дни, когда собирались большие очереди. Не удивительно, что на многих станциях запись теперь ведется на несколько недель вперед. Но мы продолжаем работать по принципу живой очереди.
Отрадно отметить, что автовладельцы стали более ответственно подходить к процедуре техосмотра, понимая, что транспортное средство должно быть безопасным не только для них самих, но и для всех остальных участников дорожного движения. Да и проходить техосмотр по несколько раз — сомнительное удовольствие. Поэтому все стараются сделать это с первой попытки.
Чтобы так и получилось, перед диагностикой автомобиль нужно привести в порядок. Специалисты на станции обязательно проверят общее состояние подвески, работу и регулировку фар (ближний и дальний свет), выхлопную и тормозную системы автомобиля, герметичность агрегатов, люфт в рулевом управлении… —все то, что влияет на вопросы безопасности во время езды.
Чаще всего, по словам Виктора Ивановича, замечания водителям делаются по поводу регулировки фар: важно, чтобы свет вашего автомобиля не мешал другим участникам движения в ночное время. Устранить такие недочеты автовладельцы, к слову, могут непосредственно в Марьиной Горке. На станции есть хорошее оборудование, позволяющее сделать это.
И все же, несмотря на «проснувшуюся» сознательность многих граждан, выявить водителя на автомобиле без допуска к дорожному движению — проблема, по словам сотрудников ГАИ, нескольких минут. Что ж, проверяем их слова на деле. Для этого вместе с Виктором Ажгиреем, старшими инспекторами ДПС Вадимом Матусевичем и Вадимом Иванченко выезжаем в рейд. Он, нужно отметить, далеко не первый: такие совместные рейды ГАИ и УП «Белтехосмотр» проводят регулярно. Нынешний прошел в рамках республиканской профилактической акции «Будь в безопасности».
…Улица Андреевская в Марьиной Горке. Водителем первого остановленного сотрудниками ГАИ автомобиля была Вероника Шелег. Я не сомневалась, что все у нее будет в порядке: на мой взгляд, женщины значительно ответственнее относятся к вопросам безопасности и вообще более законопослушны. Так и получилось. Все документы у Вероники были в наличии.
А вот следующий водитель оказался без техосмотра. Правда, сообщил, что именно за ним и ехал в данную минуту прямо с автомойки. Выяснилось, что с первой попытки этот автомобиль техосмотр не прошел. Возможно, второй раз окажется удачным.
Рейд показал, что действительно число законопослушных граждан по сравнению с началом года заметно выросло, но все еще довольно много транспортных средств ездит без соответствующих документов. Обнадеживает одно: тенденция к тому, что ситуация меняется к лучшему, имеет место быть.
— Среди тех, кто игнорирует прохождение техосмотра, не только владельцы личного транспорта, но и юридические лица, — говорит Виктор Ажгирей. — Хотелось бы отметить, что добросовестно проходят техосмотр такие предприятия и организации, как ОАО «Голоцк», ООО «ТиллитБел», Марьиногорская ЦРБ, КФХ «Юницкого», ОАО «Машпищепрод», ООО «Пуховичимясопродукт», ЗАО «Август-Бел», СООО «Морозпродукт» и другие. Но, к сожалению, есть и те, кто откладывает решение таких важных вопросов на потом, забывая, что допуск транспортного средства к участию в движении не желание, а обязанность его владельца.
Елена ИВАНОВА.