В Пуховичском районе заработал передвижной ФАП

Реалии сегодняшней жизни таковы, что фельдшерско-акушерские пункты есть далеко не в каждом сельском населенном пункте. Где-то их не было никогда, а где-то они закрылись в силу объективных причин. Чаще всего из-за отсутствия кадров. Население, оставшееся без первичной врачебной помощи, вынуждено теперь добираться до ближайшего медицинского учреждения. Это, безусловно, представляет порой большую проблему. Решить ее медработники  УЗ  «Марьиногорская   ЦРБ»    в этом году пробуют с помощью нового  передвижного ФАПа.

Что это за диковинка, этот медпункт на колесах, белорусы узнали несколько лет назад, когда в качестве пилотного проекта передвижной ФАП заработал в Крупском районе. Население положительно отнеслось к такому опыту работы, поэтому еще шесть новых передвижных ФАПов в конце года были переданы на баланс медицинских учреждений шести районов Минской области. В том числе, и в наш район.

Фельдшер Наталья Гурленя.

— Задача передвижного ФАПа — доврачебное обслуживание населения удаленных деревень, — рассказывает главный врач  Марьиногорской  ЦРБ Людмила Жаринова.  — Сегодня такой вид работы продиктован, в первую очередь, экономической целесообразностью. Сокращается население малых деревень, и стационарные ФАПы перестают соответствовать нормативу (ФАП организуется в населенных пунктах с числом жителей более 700 человек и расстоянием от 3-5 километров до ближайшей лечебно-профилактической организации).  Кроме того, не только в нашем районе ощущается нехватка кадров. Поэтому предложена такая альтернатива. И она неплохая.   Во  всяком  случае, передвижной ФАП, приезжающий по графику, позволяет решать неэкстренные (профилактические) вопросы. Например, пройти осмотр, снять  электрокардиограмму,  проверить артериальное давление.

— Наш   передвижной  ФАП обслуживает население, которое проживает на территории, относящейся к 12 фельдшерско-акушерским пунктам, — рассказывает фельдшер Наталья Гурленя. — По графику дважды в месяц мы посещаем те населенные  пункты, где они теперь не работают. Делаем это шесть дней в неделю. Принимаем всех, кто приходит на прием, и выезжаем на вызовы. За уже почти два месяца работы люди успели изучить график, поэтому на прием каждый следующий раз приходит все больше пациентов.

Для Натальи Ивановны и водителя  Александра Кузьмича рабочий день начинается в 8.00. Во второй понедельник месяца вместе с ними оправляюсь в зону обслуживания Ананичского ФАПа, недавно закрывшегося по причине отсутствия медработника. К моменту прибытия машины у здания ФАПа уже собрались первые пациенты. Прием Наталья Ивановна будет вести не в автомобиле, где в принципе все для этого есть, а в помещении ФАПа. Здесь еще есть такая возможность, хотя здание, безусловно, требует ремонта. Но в зимнее время дожидаться своей очереди все же удобнее в помещении, а не на улице: в автомобиле может разместиться в ожидании только 2-3 человека. Это, к слову, в первые же дни вызвало нарекания со стороны граждан, ведь начало работы передвижного ФАПа  совпало не с самыми теплыми зимними днями.  Поэтому медработники стали искать какие-то пути решения проблемы: выбирали место для парковки возле существующих социальных объектов, магазинов или даже переезжали с места на место, чтобы люди не находились на морозе в ожидании приема.

Водитель Александр Кузьмич.

— Но всем-то все равно на сто процентов не угодишь,— мудро замечают сидящие в очереди пациенты.— Нам, например, не очень нравится то, что наш ФАП закрылся, и теперь фельдшер  приезжает только два раза в месяц. Но это лучше, чем если бы его вообще не было.

Очередь на прием к Наталье Ивановне в тот день, когда я приехала вместе с ней в Ситники, была такой, что нам было не до разговоров: 20 человек обратились к фельдшеру за помощью. Но в  небольшой перерыв успеваем заглянуть с Натальей Ивановной в автомобиль, чтобы подробнее познакомиться с его материальной частью.

На удивление, места в машине больше, чем может показаться на первый взгляд. Внутри — два помещения. В самом отдаленном  находится гинекологический кабинет с акушерским креслом. Посередине   —  процедурный  кабинет. Здесь и проходит прием пациентов. Стол, два стула, кушетка,  шкафчики  и  полочки  для  лекарств и препаратов.

— В этом кабинете я провожу осмотр, снимаю  электрокардио-грамму, — говорит Наталья Ивановна.  — В принципе, все очень компактно, но не тесно. Кабинеты хорошо оборудованы, все новое, удобное. Пациенты отмечают это обязательно.

На приеме у Натальи Ивановны  —  в основном пожилые люди. Они умеют быть благодарными за любую помощь. Но, вместе с тем, как никто в ней нуждаются, ведь в  таком возрасте даже самые простые действия даются  нелегко.

— Вот, например, выпишут нам теперь рецепт, а с ним куда податься? — задают популярный, как оказывается, сегодня вопрос. — Пусть и с небольшим ассортиментом, но на стационарном ФАПе аптека была. А сейчас нет никакой.  С рецептом (и без рецепта) в город нужно ехать.

Действительно, есть проблема. И, к слову, не пуховчане первыми ее озвучили. Наличие аптеки для всех актуально. Но решить проблему возможно только  по согласованию с фармацевтами, которые руководствуются требованиями к хранению лекарственных средств. Работа в этом направлении ведется.

…Время послеобеденное. Приняты все желающие прийти на прием в этот день. Наталья Ивановна собирается выезжать обратно в Марьину Горку. Завтра — новый пункт назначения, новые деревни, новые пациенты…

—  Работа на колесах, собственно, почти не отличается от той, которую я выполняла ранее, когда работала на скорой помощи и в Сутинском ФАПе, — говорит фельдшер. — Медицина, я думаю, везде одинакова: мы должны помогать людям…

Елена   ШАНТЫКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *