В Пуховичском районе заработал передвижной ФАП
Реалии сегодняшней жизни таковы, что фельдшерско-акушерские пункты есть далеко не в каждом сельском населенном пункте. Где-то их не было никогда, а где-то они закрылись в силу объективных причин. Чаще всего из-за отсутствия кадров. Население, оставшееся без первичной врачебной помощи, вынуждено теперь добираться до ближайшего медицинского учреждения. Это, безусловно, представляет порой большую проблему. Решить ее медработники УЗ «Марьиногорская ЦРБ» в этом году пробуют с помощью нового передвижного ФАПа.
Что это за диковинка, этот медпункт на колесах, белорусы узнали несколько лет назад, когда в качестве пилотного проекта передвижной ФАП заработал в Крупском районе. Население положительно отнеслось к такому опыту работы, поэтому еще шесть новых передвижных ФАПов в конце года были переданы на баланс медицинских учреждений шести районов Минской области. В том числе, и в наш район.
— Задача передвижного ФАПа — доврачебное обслуживание населения удаленных деревень, — рассказывает главный врач Марьиногорской ЦРБ Людмила Жаринова. — Сегодня такой вид работы продиктован, в первую очередь, экономической целесообразностью. Сокращается население малых деревень, и стационарные ФАПы перестают соответствовать нормативу (ФАП организуется в населенных пунктах с числом жителей более 700 человек и расстоянием от 3-5 километров до ближайшей лечебно-профилактической организации). Кроме того, не только в нашем районе ощущается нехватка кадров. Поэтому предложена такая альтернатива. И она неплохая. Во всяком случае, передвижной ФАП, приезжающий по графику, позволяет решать неэкстренные (профилактические) вопросы. Например, пройти осмотр, снять электрокардиограмму, проверить артериальное давление.
— Наш передвижной ФАП обслуживает население, которое проживает на территории, относящейся к 12 фельдшерско-акушерским пунктам, — рассказывает фельдшер Наталья Гурленя. — По графику дважды в месяц мы посещаем те населенные пункты, где они теперь не работают. Делаем это шесть дней в неделю. Принимаем всех, кто приходит на прием, и выезжаем на вызовы. За уже почти два месяца работы люди успели изучить график, поэтому на прием каждый следующий раз приходит все больше пациентов.
Для Натальи Ивановны и водителя Александра Кузьмича рабочий день начинается в 8.00. Во второй понедельник месяца вместе с ними оправляюсь в зону обслуживания Ананичского ФАПа, недавно закрывшегося по причине отсутствия медработника. К моменту прибытия машины у здания ФАПа уже собрались первые пациенты. Прием Наталья Ивановна будет вести не в автомобиле, где в принципе все для этого есть, а в помещении ФАПа. Здесь еще есть такая возможность, хотя здание, безусловно, требует ремонта. Но в зимнее время дожидаться своей очереди все же удобнее в помещении, а не на улице: в автомобиле может разместиться в ожидании только 2-3 человека. Это, к слову, в первые же дни вызвало нарекания со стороны граждан, ведь начало работы передвижного ФАПа совпало не с самыми теплыми зимними днями. Поэтому медработники стали искать какие-то пути решения проблемы: выбирали место для парковки возле существующих социальных объектов, магазинов или даже переезжали с места на место, чтобы люди не находились на морозе в ожидании приема.
— Но всем-то все равно на сто процентов не угодишь,— мудро замечают сидящие в очереди пациенты.— Нам, например, не очень нравится то, что наш ФАП закрылся, и теперь фельдшер приезжает только два раза в месяц. Но это лучше, чем если бы его вообще не было.
Очередь на прием к Наталье Ивановне в тот день, когда я приехала вместе с ней в Ситники, была такой, что нам было не до разговоров: 20 человек обратились к фельдшеру за помощью. Но в небольшой перерыв успеваем заглянуть с Натальей Ивановной в автомобиль, чтобы подробнее познакомиться с его материальной частью.
На удивление, места в машине больше, чем может показаться на первый взгляд. Внутри — два помещения. В самом отдаленном находится гинекологический кабинет с акушерским креслом. Посередине — процедурный кабинет. Здесь и проходит прием пациентов. Стол, два стула, кушетка, шкафчики и полочки для лекарств и препаратов.
— В этом кабинете я провожу осмотр, снимаю электрокардио-грамму, — говорит Наталья Ивановна. — В принципе, все очень компактно, но не тесно. Кабинеты хорошо оборудованы, все новое, удобное. Пациенты отмечают это обязательно.
На приеме у Натальи Ивановны — в основном пожилые люди. Они умеют быть благодарными за любую помощь. Но, вместе с тем, как никто в ней нуждаются, ведь в таком возрасте даже самые простые действия даются нелегко.
— Вот, например, выпишут нам теперь рецепт, а с ним куда податься? — задают популярный, как оказывается, сегодня вопрос. — Пусть и с небольшим ассортиментом, но на стационарном ФАПе аптека была. А сейчас нет никакой. С рецептом (и без рецепта) в город нужно ехать.
Действительно, есть проблема. И, к слову, не пуховчане первыми ее озвучили. Наличие аптеки для всех актуально. Но решить проблему возможно только по согласованию с фармацевтами, которые руководствуются требованиями к хранению лекарственных средств. Работа в этом направлении ведется.
…Время послеобеденное. Приняты все желающие прийти на прием в этот день. Наталья Ивановна собирается выезжать обратно в Марьину Горку. Завтра — новый пункт назначения, новые деревни, новые пациенты…
— Работа на колесах, собственно, почти не отличается от той, которую я выполняла ранее, когда работала на скорой помощи и в Сутинском ФАПе, — говорит фельдшер. — Медицина, я думаю, везде одинакова: мы должны помогать людям…
Елена ШАНТЫКО.