В школы Пуховичского района вернулось профильное обучение
2008 год в белорусском образовании стал годом отмены в школах профильного образования. Дети тогда перестали изучать в школах предметы на повышенном уровне. Профильное обучение заменили факультативами, посчитав, что их будет достаточно для мотивированных ребят. Логика, с одной стороны, была понятна: немало людей уверены, что школа должна давать ребенку хорошие навыки работы с информацией, определенный уровень кругозора и общих знаний. Свою уверенность в правильности суждений противники профильного образования подтверждали тем, что в некоторых развитых странах (например, в Финляндии) нет профильного обучения. Значит, нет и условного неравенства между детьми. Тот, кто действительно мотивирован, может повышать свой уровень на факультативах и самостоятельно. Однако спустя несколько лет стало очевидно, что сторонников профильного обучения все же было больше.
Около 80 процентов учащихся и 70 процентов родителей, согласно опросам, были удовлетворены профильным обучением. Факультативные занятия такого результата, какой хотелось бы получать школьникам, не давали. Многие стали активнее пользоваться услугами репетиторов, чтобы как-то компенсировать сократившиеся часы. Родители говорили, что сознательность в 10-11-х классах далеко не на том уровне, чтобы максимально ответственно подходить к обучению. Урок — это одно, факультатив — другое. Его, мол, и пропустить можно… А это потерянные знания, которые к моменту поступления не компенсируешь.
Поэтому спустя 8 лет (2015/16 учебный год) профильные старшие классы вновь появились в общеобразовательных школах (в гимназиях и лицеях они продолжали существовать).
Примерное направление профилей — физико-математическое, химико-биологическое, филологическое и обществоведческое. Но точное определение профиля выбирает само учреждение образования, исходя из потребностей учащихся, наличия учебной базы и высококвалифицированных педагогов (вести предметы в таких классах могут учителя с первой и высшей категориями).
— Организовать профильное обучение разрешено по нескольким моделям, — рассказывает главный специалист управления по образованию, спорту и туризму райисполкома Татьяна Рощина. — По первой — профильным становится целый класс. Это реально сделать в школах, где есть несколько 10-х классов. Из всех имеющихся учащихся путем опроса происходит формирование соответствующих профильных классов. Но может так случиться, что часть детей в классе захочет изучать физику-математику, другая часть — биологию и химию. Это вторая модель. А третья работает так: определенные группы (не менее пяти человек в городской школе и не менее трех — в сельской) учат отдельные предметы на повышенном уровне, а остальные учащиеся осваивают базовый уровень.
Самые многолетние традиции профильного обучения существуют в Марьиногорской гимназии. Гимназисты традиционно изучают на повышенном уровне языки (русский, белорусский и иностранный), а также физику и математику. В Свислочской СШ в этом году изучают английский и математику. В СШ №1 поселка Дружный — математику-физику, химию-биологию, иностранный язык. И эти профили, к слову, здесь сконцентрированы в одном классе. Второй 10-й класс школы — базовый.
Кроме всех городских школ, профильные классы открыты еще в Руденске.
— Нужно понимать, что обучение в профильных классах предполагает не только изучение предметов на повышенном уровне, но и сдачу экзаменов по иным, более сложным, заданиям, — говорит Татьяна Рощина.— В аттестате об общем среднем образовании делается специальная отметка об этом.
Говоря о профильных классах, нельзя не упомянуть о том, что в Пуховичской СШ в прошлом году был открыт первый и единственный в районе аграрный класс. Сегодня эти ребята учатся в выпускном классе. Но с 1 сентября к обучению по этой же программе приступили и десятиклассники. В аграрном классе углубленно изучают языки и биологию, а также знакомятся со спецкурсом «Введение в аграрную профессию». Занимается с ребятами учитель биологии Елена Давидович, которая для этого прошла обучение. Ребята бывают в аграрно-техническом университете, а специалисты вуза — в школе.
— Аграрный профиль мы открыли в связи с тем, что проанализировали географию поступлений наших выпускников, — рассказывает директор школы Валентина Беседина. — Ребята выбирали для себя соответствующие профилю специальности как в аграрном университете, так и в Марьиногорском аграрно-техническом колледже (после 9 класса). Поэтому мы решили, что некоторые ученики будут заинтересованы продолжать обучение в школе, чтобы затем пойти сразу в университет. Тем более, что зачисление может быть осуществлено по собеседованию. Конечно, при условии хорошего аттестата.
А он у выпускников определенно будет неплохим. Во всяком случае, средний балл в классе — 7,7. А Яна Никонович вообще претендует на получение золотой медали. Так что ребята в классе сильные собрались.
В Дукорской и Ананичской школах в этом году открыли классы педагогической направленности, где на повышенном уровне изучают языки, биологию и историю.
— Мы бы, конечно, хотели, чтобы дети после обучения в профильных классах выбрали для себя соответствующие профессии, ведь они востребованы в нашем районе, — говорит Татьяна Рощина. — Для ребят есть возможность брать целевые направления и уже быть уверенными в том, что первое место работы будет обеспечено.
Нельзя не остановиться также на том, что в стартовавшем учебном году в школах появилась и допрофильная подготовка. В 5-7-х классах может быть введен дополнительный час иностранного языка, а с 8-го класса разрешено вводить для углубленного изучения любой другой предмет. К старшим классам и появлению профилей ребята будут готовы лучше.
В СШ № 1 поселка Дружный воспользовались такой возможностью: в восьми классах по желанию детей и родителей был добавлен час для изучения иностранного языка. А в Свислочской СШ в 9-м классе изучают на углубленном уровне иностранный язык и математику.
Изучение иностранного языка на второй ступени организовано также в Марьиногорском УПК детский сад – средняя школа, средних школах №2 и №4 и в Марьиногорской гимназии.
Есть в школах района еще и военно-патриотический класс (СШ №3 Марьина Горка), а также специализированный по спорту класс (УПК детский сад-СШ). В первом ребята активно сотрудничают с воинской частью, а во втором — с Пуховичской специализированной детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва. Но в данном случае мы говорим скорее о профильной воспитательной, а не образовательной моделях. Впрочем, на мой взгляд, они для наших детей не менее важны…
Елена ШАНТЫКО.