За  вывоз  отходов  должны  платить  все.

 

iВ   Комитет   госконтроля  Минской  области  с  определенной  периодичностью поступают обращения граждан по вопросу обоснованности начисления организациями ЖКХ платежей за жилищно-коммунальные услуги при отсутствии заключенных договоров на  их  оказание.

По информации ГО «Жилищно-коммунальное хозяйство Минской области» за 2016 год и первое полугодие 2017 года организациями  ЖКХ  было  предложено  к  заключению 63,6 тысячи договоров на вывоз, обезвреживание и переработку ТКО, а заключено только 35,5 тысячи договоров по обращению с ТКО, или 55,8 процента от подлежащих к заключению.

Трудно представить нашу жизнь без пластика, полиэтилена, стекла и прочих отходов. Однако их неправильная утилизация влечет за собой  загрязнение окружающей среды, хотя  многие  из  нас и не задумываются  над этим. Но  следует  напомнить,   что обязанности и ответственность граждан по обращению с твердыми коммунальными отходами  прописаны  в  статье 55   Конституции  Республики  Беларусь.

Согласно статье 29 Жилищного  кодекса Республики   Беларусь,  Указу  Президента Республики  Беларусь от 31 декабря 2015 года  № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» (вступившему в силу с 1 января   2016 года), услуга по обращению с ТКО включена в перечень основных жилищно-коммунальных услуг, что означает обязательность оказания данной услуги населению и внесения платы за нее собственниками жилых помещений.

Такие понятия, как «отсутствие отходов» и «отходы не образуются», законодательством не закреплены. В этой связи физические лица, являясь производителями отходов, несут обязанность по их раздельному сбору и  утилизации только в санкционированных местах. Данные нормы закреплены как обязанность граждан в пункте 2 статьи  17  Закона  Республики  Беларусь от   20 июля 2015 года № 271-3 «Об обращении с отходами». Несанкционированное размещение отходов и самовольное их захоронение запрещены.

Обязанность по заключению договора на вывоз, обезвреживание и переработку ТКО возложена как на исполнителя услуг, так и на потребителя.

Так, согласно пункту 52 Положения  о  порядке  расчета и внесения платы  за  жилищно-коммунальные  услуги  и  платы   за пользование  жилыми  помещениями  государственного   жилищного  фонда,  утвержденного  постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от  12 июня  2014  года  № 571  (далее — Положение № 571), исполнитель обязан  предложить к за-ключению договор на оказание услуги по обращению с ТКО в отношении жилых домов (жилых помещений), расположенных в границах обслуживаемой территории и находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании плательщиков жилищно-коммунальных услуг, зарегистрированных и не зарегистрированных по месту жительства в данных жилых домах (жилых помещениях), при наличии технической возможности оказания услуг по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 15 Закона и статьей 415 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если одна из сторон (исполнитель или потребитель), для которой заключение договора обязательно, уклоняется от заключения договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием заключить договор.

Обязанность внесения платы  за  жилищно-коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения со дня возникновения права собственности на эти помещения (пункт 4 Положения № 571).

При этом не редкость, когда на селе дома используются под дачу (для временного проживания), а также когда в частном доме никто не зарегистрирован. Вместе с тем, владельцы домов, в которых никто не зарегистрирован, должны заплатить за обращение с ТКО, исходя из нормативов их образования и по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (пункт 52 Положения № 571).

Учитывая, что установление нормативов образования ТКО входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов, они имеют право установления отдельного норматива образования ТКО для жилых домов, находящихся в сельской местности, в которых отсутствуют зарегистрированные (проживающие) граждане, и которые используются в летний период в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей.

Таким образом, платить за ТКО — обязанность каждого, но внесению платы предшествует заключение соответствующего договора.

Соблюдение обоими участниками процесса (граждане и организации ЖКХ) своих прав и обязанностей при организации вывоза, обезвреживания и переработки ТКО — залог чистоты и порядка на наших территориях.

Управление контроля отраслей хозяйства Комитета госконтроля Минской  области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *