Возвращение в потерянный мир. Как  спасали  Балтийский  флот.

Пуховщина —  край моряков. Звучит странно, но это так. Еще во времена Российской империи  многие   молодые люди, призванные из деревень нынешнего Пуховичского района, уходили служить на Балтийский флот. Подтверждение этому есть в документах, хранящихся в районном краеведческом  музее. Почему так — сегодня объяснить сложно. Но традиция продолжалась и в  советский период.

Линкор "Петропавловск" во время ледового похода.

Линкор «Петропавловск» во время ледового похода.

В районном краеведческом музее есть списки наших земляков, встретивших Октябрьскую революцию в рядах Балтийского флота. Волею судьбы они стали участниками многих трагических событий. В их числе — ледовый поход Балтийского флота.

На начало 1918 года Балтийский флот представлял внушительную силу. Он   имел в своем составе 7 линейных кораблей, 9 крейсеров, 62 эсминца, 26 подводных лодок, а также более 450 кораблей и судов других классов. Основной базой этой армады был Гельсингфорс (Хельсинки). Второй крупной базой флота  являлся Ревель (Таллин): там стояли 5 крейсеров, 17 подводных лодок, минные заградители и ряд других кораблей.

Флот в этот период испытывал большие трудности. Многие суда стояли на ремонте. Остро ощущался некомплект офицеров и корабельных специалистов: после Октябрьской революции началась стихийная демобилизация, и   на многих кораблях осталась только половина необходимого личного состава.  Да и с дисциплиной были проблемы. А ведь первая мировая война еще не закончилась, и рубежи уже советской России нужно было защищать.

В феврале 1918 года, после срыва мирных переговоров в Бресте, германские войска перешли в наступление по всей линии фронта, в том числе и в Прибалтике. Под угрозой захвата оказался Ревель.  Немцы рассчитывали захватить русские корабли. По их  предполажению уйти из Ревеля они не могли, так как весь  Финский залив был скован льдом.  Потеря даже части флота была бы большой трагедией для молодого советского государства, которое  только начинало строить свою армию. Советское правительство принимает решение использовать все имеющиеся на Балтийском флоте ледоколы и увести из Ревеля  базирующиеся там корабли. Операция по спасению началась 19 февраля. Курс был взят на основную базу флота в Гельсингфорсе. Немецкие войска вступили в Ревель 25 февраля. Но к этому времени все русские корабли успели покинуть базу и к 5 марта в сопровождении ледоколов достигли намеченной точки. В этой экспедиции пострадала только одна подводная лодка — была раздавлена льдами.

Но и в Финляндии было неспокойно.  После подавления контрреволюционного мятежа там началась гражданская война. Этой ситуацией спешили воспользоваться немцы.  Было принято решение перевести Балтийский  флот   в   Кронштадт.  Пока  на  море сойдут льды, ждать не стали, и 12  марта из Гельсингфорса вышел первый отряд с ледоколами «Ермак» и «Волынец».  В его составе были  линкоры «Севастополь»,  «Петропавловск» и «Гангут», на которых несли службу и наши земляки.

На «Севастополе» через ледовые заторы прошли старшина комендоров Лука Пархимчик, уроженец деревни Берчуки, матрос 1-й статьи Петр Бяцкий из деревни Бельковичи Дудичской волости, старшина комендоров Никифор Гончарик из местечка Пуховичи, матрос 1-й статьи Алексей Дук из деревни Заречаны.

В   составе  экипажа   «Петропавловска» были матрос 1-й статьи  Петр Акулич из деревни  Ижорки  Дукорской волости, электрик Иван Лейчик из Омельно, матрос 1-й статьи Александр Моисейчик из деревни Гребень, унтер-офицер 2-й статьи Агей Кульпанович  из деревни Слобода Шацкой волости и его земляк матрос 1-й статьи Лука Мысливец. На «Гангуте»  комендором служил  Василий  Хурсик  из деревни  Хозянинки.

Форсируя тяжелые льды при сильном ветре и тумане, двигаясь только днем,  этот отряд прибыл в Кронштадт 17 марта.

Непросто пришлось и второму  отряду,  вышедшему  из   Гельсингфорса  5 апреля. Ледоколы «Волынец» и «Тармо», которые должны были его сопровождать, захватили белофинны. Их функции на себя пришлось взять линкору «Андрей Первозванный», который своим бронированным корпусом проламывал проход во льду. На судне в это время матросом 1-й статьи  служил  наш  земляк Петр Толкачев из Гребенской волости.

В третьем эшелоне ушел эсминец «Константин», на котором кочегарным старшиной был Иван Бичик из деревни  Теребуты.

Всего из Гельсингфорса ушло пять эшелонов кораблей. Помимо выше названных, в их составе были  эсминцы «Искусный» и «Азард». На первом из названных проходил службу кочегар  Максим Курьянович из деревни  Кошели  Омельнянской волости, на втором —  старший трюмный Викентий Милькевич из деревни  Подкосье.

Последний, пятый отряд, ушел из финской столицы в мае. К этому времени в Финляндии высадился немецкий десант,  который стал быстро продвигаться к Гельсингфорсу. Возникла реальная угроза захвата кораблей Балтийского флота белофиннами и немцами. Но благодаря мужеству русских моряков этого не произошло.  В итоге операции в Кронштадт было перебазировано 236 кораблей различного класса. Руководил всей операцией капитан 1-го  ранга  Алексей Щастный.

Однако беды Балтийского флота на этом не закончились: 3 мая 1918 года народный комиссар военных и морских дел Лев Троцкий направил секретный приказ о подготовке кораблей Балтийского и Черноморского флотов к уничтожению. Об этом узнали моряки, среди которых  приказ уничтожить с таким трудом спасенные корабли вызвал бурное возмущение. 22 мая на 3-м съезде делегатов Балтийского флота заявили, что  корабли будут уничтожены только после боя. Алексей Щастный отправился в Москву, чтобы доказать нелепость  приказа Троцкого, и 22 июня 1918 года по приговору Революционного трибунала был расстрелян. Это был первый смертный приговор, приведенный  в  исполение  в  Советской  России.

А наши земляки продолжили службу на кораблях Балтийского флота. Почти  у всех в биографической справке записано: «В 1919 году принимал участие в обороне Петрограда». Но это уже другая история.

Наталья ПАРХОМЧИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *