Марьина Горка: возвышенность  или поселение?

 

Так иногда хочется, чтобы древнюю историю твоего города сопровождали какие-нибудь тайны  и загадки. Думаете, у Марьиной Горки их нет? А вот и есть! Вспомните привычное изложение ранней  истории города, которое  вкратце выглядит так: название Марьина Горка впервые в исторических документах упоминается в XVI столетии, потом следует рассказ о грамоте, пожалованной Новоселковской церкви 28 мая 1760 года на право владения ею Марьиной Горкой, а потом уже о событиях 1812 года, когда церковь на Марьиной Горке сожгли наполеоновские солдаты,  и о второй половине XIX столетия,  когда шло строительство земельной школы и железнодорожной станции. И вот тут уместен вопрос: а о чем, собственно, в ранних  источниках идет речь — о поселении или только о возвышенности с названием Марьина Горка?

Усадебный дом Макова в Марьиной Горке.

Усадебный дом Макова в Марьиной Горке.

Разобраться с этим для начала попробуем с помощью всем хорошо известных записок этнографа Павла Шпилевского «Путешествие по Полесью и белорусскому краю»,  опубликованных впервые в 50-х годах XIX столетия. Получается, что в середине  позапрошлого века Шпилевский  побывал в Новоселках, которые в те времена были крупным населенным пунктом.  И там местные жители рассказали ему об окрестностях, в том числе и о Марьиной Горке, но не о поселении, а  о возвышенности, где располагалась их приходская церковь с очень необычной и богатой историей. Павел Шпилевский записал: «…Что же касается самого названия Новоселки, то оно напоминает о старом селище или селе, которое, говорят старожилы, было  некогда по ту сторону реки Титовки, близ так называемой ныне Марьиной Горки, отстоящей от Новоселок в двух верстах… Первоначально предание о Марьиной Горке исходит к самому отдаленному времени. Когда именно не говорят, но очень давно, замечают старожилы, на этой горке было языческое кладбище, и там совершались тризны…».

Заметим: о древнем поселении он пишет вскользь, а потом сразу переходит к рассказу о возвышенности, которая «отстояла от Новоселок в двух верстах». И только ее он называет Марьина Горка. Как, впрочем, и другие ранние источники.  Эта возвышенность существует и сейчас — там расположено закрытое  уже городское кладбище. Шпилевский записал свидетельство старожилов о том, что и в языческие времена там тоже  хоронили умерших. А это означает, что поселения непосредственно возле самой горы  не было: наши предки четко разделяли мир живых и мир мертвых, и,  чтобы не тревожить ушедших предков, погосты устраивали в отдалении от деревень. Это было нерушимое правило, и действовало оно на протяжении тысячелетий.

Собор постройки второй половины XIX века.

Собор постройки второй половины XIX века.

Возможно, место рождения нашего города — это указанное в записках «старое селище», хотя, как оно называлось,  путешественнику его информаторы  не рассказали. Если это так, то где оно могло располагаться? Шпилевский не указал точного места, но  описал некоторые  ориентиры:  от Новоселок «по ту сторону реки Титовки». И  если  еще принять во внимание то, что деревня  должна была находиться в отдалении от места погребения умерших, то, скорее всего, древнее  поселение располагалось   примерно там, где сегодня находится микрорайон «Крыніца».

Примечательно, что Павел Шпилевский об этом  селе пишет  в прошедшем времени: «было  некогда по ту сторону реки Титовки». Получается, что  в те времена, когда путешественник побывал в наших краях, древнего  поселения на указанном месте уже не существовало. А где же тогда было  село с названием Марьина Горка?  Источники молчат.

Рассказывая об истории нашего города, мы часто говорим о том, что в Марьиной Горке располагалась  усадьба Льва Макова, который немало сделал для развития наших мест. Но посмотрим и на этот факт более внимательно. В 1870 году за безупречную службу  Льву Макову было даровано имение Новоселки Игуменского уезда с 3095 десятинами земли, водяной мельницей, двумя корчмами и постоялым двором, которое  ранее принадлежало помещику Крупскому (кстати, дальнему родственнику супруги Ленина),  и было  конфисковано в доход государства за участие последнего в событиях 1863 года.  Тогда же семья Маковых приобрела имение Подблонь с 1082 десятинами земли. Марьина Горка в этом списке приобретений  не упоминается, хотя можно предположить, что малюсенькая деревенька с таким названием  входила в состав одного из названных имений. Но только предположить. Например, в дореволюционном  списке землевладельцев и их владений, опубликованном в книге «Память», ни имение, ни околоток, ни деревня, ни фольварок с названием «Марьина Горка» не встречается. Получается, что точнее было бы рассказывать, что  усадебный дом, построенный Маковым, находился не в населенном пункте Марьина Горка, а возле известной на всю округу горы с таким названием. Как и Марьиногорская сельскохозяйственная школа!   Свое название она получила, скорее всего, от возвышенности, на которой  не без участия Макова в очередной раз был построен храм, принадлежавший, кстати,  новоселковскому приходу. Марьиногорским  же его  называли по той же причине, что и сельскохозяйственную школу.

Почему Марьина Горка (в смысле возвышенность) была таким значимым для округи местом, понять можно: в храмах,  что на протяжении всей известной истории существовали на этом месте, хранилась чудотворная икона Божьей  Матери. А это серьезный повод для того, чтобы попасть в летописи. И для того, чтобы дать название не только сельскохозяйственной школе, но и… железнодорожной станции,  построенной неподалеку от усадьбы Макова в 70-е годы XIX столетия.  Немного непривычную версию о том, как возникло название станции, рассказал директор районного краеведческого музея Александр Пранович. По его словам, первоначально она называлась  именно  «Марьина Горка». Но на российских железных дорогах  в конце XIX века  существовало несколько станций с таким названием. И грузы часто уходили не туда, куда следовало бы — отправители путали направления.  Поэтому было принято решение дать нашей станции название ближайшего крупного населенного пункта  — «Пуховичи». А за населенным пунктом, который  начал формироваться вокруг станции, видимо, закрепилось название «Марьина Горка». Это, конечно, нужно доказывать, но и такая версия имеет право на жизнь. Однако, в отличие от более ранних документов, в списке населенных пунктов согласно переписи 1897 года населенный пункт с таким названием уже есть: было в нем 24 двора, проживало 57 душ мужского пола и 51 женского. Обозначен он не как село, а как поселок. Проживали в нем те, чья работа была связана с железной дорогой, и ремесленники, которым выгодно было селиться возле станции.

Со всеми изложенными выше рассуждениями можно поспорить. Возможно, есть документы, подтверждающие, что не только возвышенность,  но и поселение с названием Марьина Горка известно с XVI столетия. Но их нужно искать. И тот, кто обнаружит такие записи, сделает для города большое дело.

Наталья ПАРХОМЧИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *