На международном форуме школьников юные пуховчане отмечены дипломами 1-й степени.
Почему не всякий конь — лошадь? И почему не всякую лошадь можно назвать конем? Если вы не знаете ответ на вопрос, то вам нужно сходить на консультацию к шестиклассникам СШ №2 города Марьина Горка. Максим Абакунчик и Максим Манцевич вполне компетентно вам могут рассказать про разницу в этих словах (гиппонимах), потому что изучению данной темы они посвятили целую научную работу «Природы созданье чудесное…» (Лингвистический портрет двух слов-гиппонимов).
Ее ребята представили в Санкт-Петербурге, где прошел ежегодный международный форум школьников, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. В секции «Лингвистика и литературоведение» труд юных пуховчан отмечен дипломом 1-й степени.
— В прошлом году ученики нашей школы уже становились участниками этого международного форума, — рассказывает учитель русского языка и литературы Татьяна Буркун, руководитель научной работы. — В этом году, благодаря поддержке ЗАО «Август-Бел», мы вновь поехали на конкурс. Причем, поехали не одни: наш район представляла также ученица Дубровской СШ Татьяна Гавриленко с работой о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-. И это исследование было также отмечено дипломом 1-й степени. Учитывая тот факт, что в конференции приняли участие более 500 школьников, результат не может нас не радовать.
Татьяна Владимировна уверена, что детям было интересно понять, почему у нас в языке существуют эти два, казалось бы, одинаковых по лексическому значению слова. Изучая их этимологию, применение в языке, дети пришли к выводу, что конь и лошадь различаются не только по гендерному признаку. Конь — это что-то возвышенное, утонченное, стремительное. А вот с лошадью мы чаще ассоциируем труд, будничность, приземленность.
С этими словами, как выяснили дети, существует не менее 36 (!) фразеологизмов. Попробуйте побить рекорд!
А Татьяна Гавриленко (научный руководитель учитель русского языка и литературы Надежда Калевич) видит пользу своей работы не только в том, что теперь одно из самых сложных правил русского языка стало ей понятным, но и в том, что, применяя его, девочка смогла объяснить выбор той или иной приставки в 72 словах, трудных для написания. Таким образом, получена весомая ПРИбавка к знаниям девятиклассницы.
Елена ИВАНОВА.