Андрей Савиных: «Мы не будем делать что-либо в угоду сильным мира сего»

Беларусь сейчас находится не только в центре Европы, но и в центре внимания. Прежде всего международного. Какими глазами смотрим в будущее через призму внешней политики — об этом беседа корреспондента МЛЫН.BY с Андреем Савиных, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам, членом совета Палаты представителей.

 Внешняя политика нашей страны является многовекторной. Августовские события минувшего года показали: мы можем достойно реагировать на внешние вызовы. Каких изменений стоит ожидать в сфере международных отношений?

— Августовские события «наслоились» на глобальные процессы, которые происходят сейчас повсеместно. Мир меняется очень быстро. Фактически эти изменения приведут к изменению содержания внешней политики всех стран без исключения. Эту тенденцию подпитывают несколько серьезных факторов. Во-первых, ускоряется процесс формирования многополярного мира, разделения на макрорегионы. Во-вторых, мы видим нарастание серьезного экономического кризиса, вызванного состоянием глобальной финансовой системы.

Недавно состоялась встреча Главы государства и министра иностранных дел нашей страны, на которой обсуждались эти важные проблемы. Как минимум это означает, что мы видим происходящие изменения и «держим руку на пульсе». В реальности политика Беларуси является многовекторной только в сфере экспорта. Около 60% товаров, которые производим, мы поставляем в более чем 130 стран мира. Наша экономика открытая, и наше благополучие во многом зависит от нашего экспорта. Но если мы поднимаемся на уровень политики и обороны, то здесь возникают немного другие отношения и связи. Президент сказал, что мы должны развивать отношения с теми странами, которые не диктуют Беларуси, как ей жить, и не навязывают стереотипы, а развивают сотрудничество по принципам международного права. В Уставе ООН зафиксировано: политика должна строиться вне зависимости от размера страны или ее экономического потенциала. Внешняя политика Беларуси как независимого государства выстраивается, на мой взгляд, на основе иерархии политических приоритетов в интересах наших граждан и устойчивого развития нашей страны.

— Можем ли мы затронуть тематику конституционного принципа нейтралитета?

— Действующий Основной Закон страны принимался достаточно давно, и изменения в него также вносились давно. Концепция нейтралитета не учитывает современных реалий: в ближайшей перспективе все государства будут объединяться в макрорегионы со своими валютными системами и оборонными инициативами. Особенность текущего этапа развития человечества такова, что развитие и процветание суверенных государств может быть обеспечено только в рамках больших союзов или межгосударственных объединений. Реальный нейтралитет сегодня обусловлен не столько стремлением страны быть нейтральной, сколько желанием стран-соседей видеть рядом с собой такое нейтральное государство. Единственный пример такой страны, уже ставший историей, это Швейцария. Но это сложилось исторически и благодаря стечению многих обстоятельств. В нынешних реалиях Швейцарию трудно назвать нейтральным государством, она глубоко инкорпорирована в политическую, торговую и финансовую систему ЕС, да и Запада в целом. Это номинально нейтральное государство.

— Оппозиционные СМИ часто критикуют реакцию нашего МИДа. Сталкивались ли вы с таким хейтом, когда занимали должность пресс-секретаря министерства?

— Это было всегда. Есть иллюзия независимых СМИ. Спонсоры или рекламодатели определяют редакционную политику. Беларусь находится на рубеже двух цивилизаций — западноевропейской и евразийской. И здесь сталкиваются их интересы. У нас появляется определенное количество СМИ, проводящих интересы внешних партнеров, за счет которых они финансируются и существуют. Это нельзя игнорировать. Мы должны точно понимать, чьи интересы отстаивают средства массовой информации. Когда финансируемые извне СМИ ругают наших дипломатов, можно быть уверенным в том, что наши представители ведомства делают все правильно и действуют в интересах собственной страны. Это важный индикатор. Есть такой парадокс: «Если тебя хвалит твой партнер или контрагент, следует насторожиться: возможно, ты действуешь в его интересах». Так что мы движемся в верном направлении, и «альтернативные» СМИ своим поведением это в очередной раз доказывают.

— Августовские события минувшего года как-то повлияют на вектор интеграции между нашей страной и Российской Федерацией?

— Вектор будет прежним. Вектором стратегического взаимодействия для Беларуси всегда были и остаются Союзное государства, ОДКБ и Евразийский экономический союз. Могу предположить, что в связи с событиями, о которых вы упоминаете, в рамках данного вектора движение будет более быстрым и решительным. В результате наши совместные усилия приведут к более весомым результатам и в более короткие сроки.

— Почему, на ваш взгляд, методичка Шарпа по цветным революциям в нашей стране не сработала?

— Цветные революции вообще перестают работать. Во-первых, современные государства стали более гибкими. Технологии разрыва общественного сознания и разбалансировки социального согласия внутри страны уже слишком очевидны, так что против них выработаны методы противодействия. В случае нашей страны к этому добавились и системные факторы. В Беларуси сильны и эффективны государственные институты, на достаточно высоком уровне сохраняется внутренняя общественная солидарность. Эти факторы предопределили фиаско цветной революции в Беларуси. Немаловажно: цветные революции могут получиться только там, где элита оторвана от общества, где есть олигархия или расширяется социальное неравенство. В нашей стране такого общественного дисбаланса нет.

Эпоха цветных революций во всем мире закончилась.

— Вы говорили в публичных выступлениях о необходимости модернизации системы управления в стране. Что вы имеете в виду?

— Когда распался СССР, нужно было выходить из кризиса. Возникла мощная административная система управления, которая основывалась на командно-административных методах, что является оправданным в тех условиях: стояла задача преодолеть кризис. С 2000 годов началась модернизация подходов в экономике. Власть понимала, что старая модель экономики не может функционировать в условиях рыночного окружения. Нужны реструктуризация и адаптация к новым условиям хозяйствования. За годы независимости нам удалось создать вполне эффективный частный производственный сектор, который обеспечивает 47% налогов и 60% экспорта. Сегодня нам нужно это учесть, мы должны изменить систему управления, исходя из потребностей данного сектора. С моей точки зрения, отраслевые министерства не должны иметь подведомственные предприятия. Им следует формировать общую промышленную и отраслевую политику, создавать единые для всех условия для развития, отвечать за формирование делового климата и госпрограммы, направленные на стимулирование роста приоритетных отраслей экономики. А все предприятия, вне зависимости от формы собственности, должны участвовать в таких программах и на конкурсной основе становиться бенефициарами государственной поддержки.

Когда финансируемые извне СМИ ругают наших дипломатов, можно быть уверенным в том, что наши представители ведомства делают все правильно и действуют в интересах собственной страны. Это важный индикатор.

Также важно выстроить систему оценки эффективности принимаемых решений на отраслевом уровне. Она должна делаться внутри страны, но на основе независимых и объективных критериев. Следует создавать и поддерживать независимые аналитические агентства, проекты, которые бы на основе общенациональных интересов и задач осуществляли мониторинг эффективности работы отраслевых структур и могли указывать на системные проблемы или ошибки.

— Вам доводилось сталкиваться с буллингом или агрессией?

— Да, конечно. Некоторые используют соцсети, чтобы выпустить пар. Это показатель низкого уровня психологической гигиены и один из индикаторов проблем нашего общества. Мы абсолютизируем собственное мнение и не слышим другого человека, рассуждаем о демократии и хейтим тех, кто выражает другую точку зрения. Любая демократическая процедура подразумевает компромисс. Все довольными быть не могут. Необходимо выходить на уровень цивилизованного разговора, диалога и вступать на этот путь как можно скорее.

Татьяна Бондаревич.

Автор фото: Павел Шнип.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *