Дело деликатное. О тонкостях ритуального бизнеса рассказывает индивидуальный предприниматель Олег Андронюк
Ритуальный бизнес — дело очень специфическое, поэтому далеко не каждый предприниматель готов им заниматься. Чаще всего за такое дело берутся бывшие сотрудники ритуальных служб, которые уже имеют определенный опыт в этой области и знают, как правильно организовать весь процесс.
О тонкостях и сложностях ритуального бизнеса рассказал Олег АНДРОНЮК:
— В похоронное дело я пришел около десяти лет назад. Тогда я был в поиске дополнительного дохода, и мой товарищ, узнав об этом, предложил мне подработать у него в ритуальном агентстве. «Главное здесь физическая сила, выносливость и стрессоустойчивость. А бояться мертвых не стоит. Живые могут оказаться гораздо страшнее», — сказал тогда мне приятель. Парень я не из робкого десятка, а потому, долго не раздумывая, согласился попробовать.
Так вышло, что в первый мой рабочий день у нас было три заказа. На первом адресе, когда я увидел мертвого человека, я не испугался, но мне стало очень жаль родственников, которые оплакивали покойного. В какой-то момент мне даже показалось, что я тоже заплачу. Однако слезы сдержать все-таки получилось. На следующих двух адресах было то же самое.
В первый день я хорошо заработал и освободился уже к трем часам дня. Однако тогда я отчетливо осознал, что ритуальный бизнес — дело очень деликатное, потому что мне пришлось разделить боль утраты родственников покойных и пропустить все это через себя. Домой я вернулся слегка подавленным. Честно говоря, даже спустя десять лет я так и не смог к этому привыкнуть. Поэтому каждый раз очень переживаю за своих клиентов и стараюсь организовать весь процесс так, чтобы они смогли достойно проститься со своими родными.
В то время моим основным местом работы была строительная организация в Минске. Совмещать две работы было нелегко. Расставив приоритеты, я отдал предпочтение ритуальному агентству.
Спустя какое-то время я решил самостоятельно заняться этим бизнесом. Купил ритуальный автомобиль и весь необходимый инвентарь. Сейчас занимаюсь организацией похорон, благоустройством захоронений и уходом за ними, реализацией ритуальных товаров.
Если говорить о сложностях ритуальных услуг, то сталкиваться с ними приходится постоянно. К примеру, в нашем районе расположено пятнадцать действующих кладбищ. Каждое из них имеет свои особенности. Например, на новом участке кладбища вблизи поселка Марьино очень тяжело работать зимой, потому что он расположен в поле, а на открытой местности в это время года очень сильно промерзает земля. Для копки приходится использовать дополнительное оборудование: бензиновый генератор и отбойный молоток. Однако здесь хороший подъезд и правильно организованы ряды между захоронениями, по которым в любое время года можно беспрепятственно перемещаться. А, к примеру, на кладбище в Новоселках из-за большого количества растущих деревьев в земле очень много корней, что сильно усложняет процесс копки. Это кладбище старое, и на нем плохо организованы ряды. Поэтому работать здесь бывает сложно.
Также одной из главных сложностей этого бизнеса является высокая конкуренция. Только в нашем районе мне известно о десяти ритуальных службах. Уровень предоставляемых услуг у всех тоже разный, и зачастую принцип «цена — качество» здесь не работает. Ритуальная служба может приехать на последней модели Mercedes, но провести похороны в спешке, неаккуратно и допуская ошибки. А могут приехать ребята на автомобиле девяностых годов и сделать все с душой, сочувствием и согласно всем традициям и правилам. Поэтому в нашем районе больше работает принцип «сарафанного радио». Если ты однажды сделал свою работу хорошо, то, встретившись с горем, люди обязательно вспомнят о тебе и доверят проводить своего родного человека в последний путь.
Станислав БЕЛОУСОВ.