Диалоговая  площадка: Чему научила «удаленка»?

 

Снимок носит иллюстративный характер.

«Я работаю на удаленке»…  Такой ответ на вопрос о работе стал одним из признаков функционирования нашего общества во время пандемии. В то время, когда практически во всех странах были введены карантинные меры и закрыты многие предприятия, удаленная организация труда начала развиваться небывалыми темпами. Оказалось по факту, что при наличии доступа в интернет и видеосвязи, можно и работать, и учиться, и проводить совещания, семинары, организовывать концерты и даже снимать фильмы. Но, вместе с тем, плюсы компенсировались и минусами. Их также оказалось немало. Сейчас, когда накоплен определенный опыт работы на «удаленке», можно делать какие-то выводы, которые скорее всего отразятся на том, как в будущем многие компании начнут строить свою работу. Впрочем, пока еще мы все существуем в условиях пандемии и можем только поговорить о своем опыте работы не в офисе. И проведу я этот разговор в формате онлайн.  «Удаленка»  —  значит,  «удаленка»…

От  автора:

Начну, пожалуй, со своего опыта. Журналист на «удаленке» — возможно ли это? Казалось бы, творческому человеку все равно, где писать свои материалы. Хоть в пижаме у домашнего компьютера, хоть в купальнике на пляже… Это так. Но нельзя забывать, что писать так можно разве что те материалы, которые мы называем аналитическими, основанными на «негорящих» фактах, требующих анализа. А вот для информационных материалов необходимо личное присутствие на событии, общение с людьми. Сделать это из дома нереально, если событие происходит не на «удаленке». Кроме этого, есть и другая редакционная работа (вычитка газеты, обработка фотографий, иная текучка). Ее по привычке проще выполнять в офисе. Но при нормально налаженной связи, можно, конечно, делать это и удаленно. Потребуется чуть больше времени на «общение» с электронной почтой.

«Удаленка» хороша для журналиста и тем, что он может быть свободен от написания материалов в строго отведенные часы. Впрочем, и это условная свобода, ведь если есть срочность, то писать нам приходится и вечерами, и ночами.

Минусов в таком частично удаленном формате работы я не нашла. И, скажу  честно, для сознательного человека он даже более эффективен. Несмотря на то, что надо мной никто не стоял, я включалась в работу  даже  раньше  рабочего  дня, а  выключалась  практически всегда позже. И зарплатный листок рассказал мне о том, что творческий гонорар не только не уменьшился, но даже несколько «подрос». Так что свобода журналистам явно не в минус. А что у представителей других  профессий?

Елена  Лаврик,

учитель начальных классов Марьиногорской гимназии:

— С необходимостью что-то поменять в работе обычного школьного учителя мы столкнулись в первую волну коронавируса, когда не все школьники вернулись после весенних каникул в классы. Нужно было попытаться работать с детьми удаленно. И это осуществить довольно сложно, если речь идет о маленьких детях. Мне помогло то, что уже какое-то время я использовала возможности сервисов Google в организации учебной деятельности младших школьников и практиковала работу гугл-класса (GoogleClassroom).  Но одно дело, когда вы работаете с детьми удаленно для получения каких-то дополнительных навыков, знаний. И другое, когда нужно организовать обычный учебный процесс и учить детей читать, считать, писать, решать задачи. Как это делать онлайн, никто не понимал, ведь не было никакого опыта в этом, никаких рекомендаций. И, в первую очередь, хороших технических возможностей. У каждого ученика дома и учителя (в классе или дома) должен был быть хороший интернет, необходимая оргтехника. Обязательным условием должно быть и наличие поддержки родителей, ведь речь идет не об университетах, а о начальной школе.

Что мы делали? Кто что мог придумать и организовать. Я, например, записывала на видео диктанты, объяснение тем по разным предметам. А родители записывали, например, как дети читают тексты, чтобы я могла контролировать уровень чтения. Когда я давала для решения задачу, я не могла быть уверена, что ребенок решает ее сам. То же  можно сказать и о письменных работах. Так что проверка знаний на «удаленке» — это очень относительная вещь.

Важен и коммуникативный аспект. Дети сложно переносят отсутствие живого общения друг с другом. И родителям сложно постоянно находиться в одном пространстве с детьми при необходимости заниматься с ними учебой. Плюс разве что в том, что папы и мамы (по их словам) на себе прочувствовали, каково это: быть учителем.

Нужно признать, к тому же, что не все педагоги были готовы к работе онлайн, к общению в мессенджерах, а подготовка к онлайн-урокам и проверка домашних заданий отнимала очень много времени. Было такое, что работать приходилось и по ночам. Резюмируя, могу сказать, что  минусов мы все увидели, пожалуй, больше, чем плюсов. Все же школа может оставаться эффективной только при условии функционирования в обычном формате.

Наталья  Кравченко,

бухгалтер:

— Из опыта своей работы на «удаленке» могу сказать, что многие представители нашей профессии могут без особых проблем качественно выполнять свою работу, не находясь в офисе. Если есть необходимое оборудование, доступ в интернет, установлены необходимые программы, то вся работа с банками, с налоговыми органами, с фондом занятости населения, со страховыми компаниями и т.д. может выполняться (и уже давно выполняется) в удаленном режиме.

Необходимость присутствия чаще всего была связана с работой с бумажными первичными документами (накладные, акты выполненных работ и т.п.). Чтобы решить данную проблему, в некоторых предприятиях на время «удаленки» вводили должности курьеров.

Важно, конечно, учитывать специфику предприятия, количество бухгалтеров в службе. Наверняка отпустить на удаленный график получится не всю бухгалтерию. Есть, к примеру, специфические документы, которые требуют подписей сразу нескольких человек. Или ведется работа с кассой.

В общих бытовых нюансах я видела в удаленном графике много плюсов. Не тратилось время на дорогу, можно было избежать таким образом ненужных контактов в пандемию. Контролировать человека, несущего ответственность за своевременность подготовки документов, отчетов и т.п, не нужно. Даже в обычном режиме работы, когда есть необходимость, бухгалтер будет трудиться сверхурочно, потому что его работу  за  него никто не будет  делать.

Ольга  Дрозд,

 работник IT-сферы:

— IT-компании, мне кажется, первыми отправили людей на «удаленку». У нас и в обычное время чаще всего гибкий график занятости, ведь основным показателем работы является конечный результат и отзыв заказчика. Так что писать программы можно даже на пляже. Главное — написать.

Самое сложное в «удаленке» — организация процесса. Мне пришлось поменять компьютер на более современный, купить удобный стол, кресло. Это были несколько незапланированные расходы, но без них никак.

Кроме этого, немало времени пришлось потратить на то, чтобы объяснить детям, что мама не просто сидит дома, а работает. Поначалу очень сильно отвлекали и вынужденные домашние дела, после которых снова нужно было настраиваться на работу. Из-за  этого  несколько  месяцев вообще сидела за компьютером едва  ли не до утра, когда все спали.

Нужно сказать, что многие друзья мне завидовали: мол, встала с кровати — и уже на работе. Не нужно думать про прическу, макияж, одежду… Да. Это так. Но в этом есть и минусы. Ты можешь так расслабиться, что через месяц-другой удивишься своему отражению в зеркале…

Если учесть тот факт, что у меня маленькие дети, то  удаленный режим работы очень удобен. Я в любой момент могу находиться с ними, не отпрашиваясь на работе. Но не знаю, хотела бы я так работать всегда или все же нет…

Маргарита  Слотина,

психолог:

— Удаленный график работы разным людям подходит в разной степени, если мы не говорим о роде занятости, а говорим о специфике самой личности, о характере человека.

Работа или учеба онлайн — наиболее расслабленный вариант деятельности. Он подходит творческим людям, которые любят работать спонтанно, когда придет вдохновение. Хорошо и тем, кто любит уединение, кто способен самоорганизоваться и настроиться на работу в любых условиях.

Но чаще, наверное, встретишь людей, которые предпочитают чувство определенности и наличие установленных рамок: пришел на работу, отработал, закрыл двери и оставил все проблемы за ними. На работе мы работаем, а после работы — отдыхаем. Все четко и понятно.

«Удаленка» на самом деле научила нас многому. Развенчала, например, иллюзию о том, что дома, в пижаме, можно (как мы думали до этого) столько дел переделать! Не все столь однозначно оказалось.

Для себя я нашла массу дополнительных ресурсов в интернете. Оказывается, так много возможностей существует для того, чтобы получать необходимую мне информацию, и при этом никуда не ездить! Онлайн-семинары, видео-консультации (даже со специалистами или  клиентами за границей), встречи — все это несложно и эффективно. Уверена: многое из того, что появилось в пандемию, станет привычным укладом жизни.

От автора:

С этим трудно не согласиться, потому что уже сейчас некоторые работодатели  и передовые компании планируют внедрить у себя удаленную работу навсегда. Безусловно, это произойдет не завтра и не везде.

Сегодня с  уверенностью  можно сказать то, что дистанционная работа действительно многое изменила в представлении об организации труда. И главный вывод состоит в давно известной истине: нужно работать не 8 часов в день, а головой…

Елена  ШАНТЫКО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *