Кибермошенники не дремлют. Рассказываем, что такое фишинг и как от него защититься

Степан получил электронное письмо от интернет-магазина, в котором часто делает покупки: «Подтвердите свой аккаунт, чтобы продолжать пользоваться бонусами». Степан перешел по ссылке из письма, заново ввел свои личные данные и реквизиты своей банковской карты. Затем его попросили сделать «пробный платеж» на 1 рубль. В ходе оплаты надо было ввести трехзначный код с обратной стороны карты. Как только Степан ввел этот код, ему на мобильный телефон пришло сообщение от банка о списании денег со счета, но вовсе не 1 рубля, а 860 рублей. Разбираемся, как так получилось.

На самом деле сообщение Степану прислал не магазин, а кибермошенники. Они обманом выманили у Степана конфиденциальные данные, и он даже не заметил, как попался на их уловку. Данный вид мошенничества называется фишинг (англ. phishing от fishing «рыбная ловля, выуживание» — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям.
Как правило мошенники сначала цепляют человека за живое: завлекают выгодным предложением, сообщают о выигрыше или запугивают потерей денег. Затем выманивают личные данные, реквизиты счета или банковской карты. И в итоге похищают денежные средства.

Рассмотрим, какие ошибки допустил Степан и как он мог защититься от потери денег.

Ошибка № 1: не использовать антивирусную защиту

Степан считал, пустой тратой времени и денег на приобретение и установку антивирусного обеспечения. Он решил, что гораздо проще и дешевле будет самостоятельно очистить почтовый ящик от спама.

Как устранить ошибку
На все свои гаджеты (компьютер, планшет или смартфон) необходимо установить антивирус. Хорошее антивирусное обеспечение включает защиту от спама и фишинговых писем. Антивирус самостоятельно распознает подозрительных адресатов и отправленные ими вложения.
Кроме того, антивирус защитит от программ, которые воруют данные карт, получают доступ к онлайн- и мобильным банкам, перехватывают СМС и push-сообщения с секретными кодами. Это еще опаснее, чем фишинг, — ваш счет могут обнулить, а вы об этом даже не сразу узнаете.
Важно регулярно обновлять защиту. Кибермошенники изобретают новые вирусы и способы фишинга буквально каждый день.
Ошибка № 2: переходить по ссылкам из сообщений от
незнакомых адресатов

Степан решил, что получил письмо от онлайн-магазина — он увидел знакомое название и логотип в тексте письма. Но адрес отправителя он, как обычно, не проверил.

Как действуют преступники
Мошенники регистрируют адрес почты, похожий на адрес реального интернет-магазина, банка или другой организации. Например, вместо настоящего адреса магазина «Евроопт» recall@ostrov-chistoty.by используют ostrov-chistoty@youke1.com или банка ОАО «МТБанк» используют mtbank@gmail.com и т.д.
Иногда обманщики даже не заморачиваются с похожим адресом, так как зачастую он скрыт от глаз пользователя. Просто указывают название магазина как имя отправителя — именно его и видит получатель. Подмену проверить обнаружить, однако не все обращают внимание на такие детали.
Мошенники заманивают людей на фишинговые сайты не только через электронную почту, но и посредством мессенджеров и социальных сетей. Вам может прийти сообщение от знакомого, который предлагает перейти по ссылке. Но может оказаться так, что мошенники завладели его аккаунтом и от его имени осуществляют рассылку.
Иногда преступники даже не стараются замаскироваться под кого-то другого. Вместо этого они запускают свой собственный бизнес-проект. И создают видимость, что проводят викторины с гарантированным выигрышем, анкетирование за вознаграждение или рассылают видео.
В текст письма или сообщения они добавляют ссылку, которая вместо обещанных викторин и видео ведет на фишинговый сайт. Его создают специально для этой аферы, чтобы собирать личные и платежные данные пользователей. В некоторых случаях при переходе по ссылке загружается вирус, который ворует данные с вашего устройства. Именно поэтому на вашем гаджете должно быть установлено хорошее антивирусное обеспечение!
Обманщики подбирают тему письма, на которую получатель должен отреагировать. Что-то пугающее: «Ваш аккаунт будет заблокирован», «Срочное сообщение от Службы безопасности». Или завлекающее: «Вам начислено 150 бонусов», «Возврат платежа на 200 рублей». Или интригующее: «Привет! Шлю тебе фотки с последней вечеринки». Мошенники умеют играть на эмоциях.

Как избежать уловок мошенников
Всегда тщательно проверяйте адрес, с которого пришло письмо. Если он хотя бы одним символом отличается от привычного адреса магазина, банка или другой существующей организации, такое письмо открывать не стоит. Если же адрес вам вообще не знаком и вы не ждете сообщений от новых адресатов, то можете смело его удалять.
Когда откроете письмо, обратите внимание на то, как оно написано и оформлено. Орфографические ошибки и ужасный дизайн — явный признак поддельного письма. Но в последнее время мошенники научились очень точно повторять фирменный стиль известных компаний. Так что стоит быть внимательным, даже если все выглядит идеально.
Если непонятную ссылку прислал друг или знакомый, лучше перезвонить и удостовериться, что это сообщение точно от него.

Ошибка № 3: не проверять адресную строку сайта

Степан заметил, что привычный дизайн интернет-магазина немного изменился, но это его не насторожило. Внимательно изучить адресную строку браузера ему и в голову не пришло.

Что нужно проверять при переходе на сайт
Адрес. Лучше всего сохранять адреса банков, госорганов, любимых интернет-магазинов и других онлайн-сервисов в закладках. Можно вбивать адрес вручную, но нужно быть внимательным — иногда ошибка даже в одном символе приведет вас на фишинговый сайт-двойник.
Всегда проверяйте адресную строку браузера. Иногда можно попасть на фишинговый сайт даже при переходе с одной страницы известного вам портала на другую.
Безопасность соединения. Если вы хотите ввести персональную информацию или данные карты, сделать покупку через сайт, то перед его адресом обязательно должно стоять https и значок закрытого замка. Буква «s» и закрытый замок означают, что соединение защищено: когда вы вводите на сайте данные, они автоматически шифруются и их не могут перехватить.
Защищенное соединение — требование обязательное, но не достаточное. Хакеры не могут подключиться к такому сайту и узнать ваши данные.
Дизайн. Даже если вы проморгали лишнюю букву в адресе, а преступники организовали защищенное соединение, плохой дизайн сайта должен броситься в глаза.
Преступники создают онлайн-ресурсы с простой целью — собрать конфиденциальные данные. Поэтому в большинстве случаев они не мудрят со структурой и дизайном сайта. Небрежная верстка, орфографические ошибки, неработающие разделы и ссылки — явные признаки фальшивки.
Но если у мошенников большие амбиции, они могут вложиться в создание сайта, который максимально точно повторяет интернет-ресурс известной организации. Или создать красивый и качественный сайт своего собственного «проекта». Так что только на дизайн тоже ориентироваться нельзя.

Ошибка № 4: платить через небезопасные страницы
Фальшивый «интернет-магазин» предложил Степану провести «пробный платеж» и для этого ввести код с обратной стороны карты и код из СМС-сообщения прямо на своем сайте. Степан не обратил внимания, что для проведения оплаты его не перекинули на страницу платежной системы.

Что нужно знать
После ввода реквизитов карты сайт магазина должен перекинуть вас на шлюз платежной системы вашей карты. Это отдельная безопасная страница, интернет-магазин не может получить доступ к информации, которую вы там введете.
Платежные шлюзы соединяют владельца карты с его банком при проведении платежа. Банк присылает клиенту в СМС-сообщении одноразовый код для подтверждения операции. И только после того, как покупатель его вводит, проходит платеж.
Никому не сообщайте секретные коды от банка — проверьте, совпадают ли данные из СМС с деталями операции. Если все в порядке, вбейте код в специальное поле на странице оплаты. Если нет — позвоните в банк.
Безопасные шлюзы есть у всех платежных систем. Ищите их логотипы на странице оплаты: Visa Secure, MasterCard SecureCode и Mir Accept. Причем логотипы должны быть активными ссылками, которые ведут на сайты платежных систем. На страницах мошенников эти логотипы — просто картинки.

Ошибка № 5: использовать одну и ту же карту для всех платежей
Cтепан платил в интернет-магазинах своей зарплатной картой. Теперь ему придется заказать новую. А пока банк будет ее перевыпускать, доступ к остатку денег на счете он сможет получить только в отделении банка.

Как стоит поступать
Для онлайн-покупок и оплаты услуг через интернет лучше завести отдельную карту. Стоит переводить на нее деньги прямо перед платежом и класть ровно ту сумму, которую собираетесь перечислить.
Некоторые банки и системы электронных платежей (электронные кошельки) предлагают заводить виртуальные карты — у них есть реквизиты, но в виде пластика они не существуют. Иногда можно даже создавать виртуальные карты, которые действительны лишь для одной онлайн-покупки.
Надеемся, что рассмотренные ситуации на примере Степана, помогут Вам в дальнейшем не попасться на уловки злоумышленников.
Будьте внимательны и осторожны!
Группа по противодействию киберпреступности
КМ Пуховичского РОВД

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *