Не попасть в число жертв мнимых «контролеров»

«Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля проводит проверку в отношении шести обществ, сотрудники которых занимались выявлением просроченного товара в продовольственных магазинах и вымогательством денег под страхом сообщения в контролирующие органы», — такая информация   появилась в сети интернет. И внимание она привлекла именно потому, что еще два года назад мы впервые опубликовали материал о том, как представители   зарегистрированных в столице ООО, позиционирующих себя как общества защиты прав потребителей, занимались, мягко говоря, странными делами на территории нашего района. Они приходили в магазины, выявляли, а иногда и подбрасывали просроченный товар, и начинали шантажировать продавцов: или подпишите договор на обучение на платных курсах, или сообщим о «просрочке»  и вас серьезно накажут. Работники торговли терялись, договоры подписывали, перечисляли организациям  немалые деньги. Правда, обучение потом никто не проводил.  Для ООО все это было просто способом заработать.

Информацию эту предоставил  председатель  районного общества защиты прав потребителей  Василий Валасюк,  к которому с просьбой о помощи стали обращаться работники торговли. А потом и мы познакомились с методами работы таких организаций: после опубликования материала в редакцию с угрозами звонили представители одной из них.

Тема о деятельности на территории района организаций, очень своеобразно защищающих права потребителей, как показало время, по-прежнему остается актуальной. С данной проблемой разбирается отдел экономики районного исполнительного комитета, заинтересовалась ею и прокуратура. По-прежнему много внимания уделяет  вопросу и районное общество защиты прав потребителей. За последние два года Василий  Валасюк собрал огромное  количество свидетельств, как члены различных ООО заставляли продавцов подписывать договоры и оплачивать виртуальные курсы. Но пока, к сожалению, оградить торговлю от  этого явления, никто не смог: есть пробелы в законодательстве,  которые довольно умело используют предприимчивые люди.

Василий Михайлович считает, что самый действенный способ для продавцов не попасть в число жертв мнимых «контролеров»  — научиться себя защищать, опираясь на действующие нормативные акты.  Помнить, например, что работает Указ Президента Республики Беларусь № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»,  принятый 16 октября 2017 года в целях минимизации вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства. И любая неожиданная проверка — его нарушение. И еще не бояться. Надо не  пугаться угроз  обращения в милицию, а самим связываться с участковыми и просить их не просто постоять рядом, а поинтересоваться деятельностью «контролеров». Этому следует научиться.  Например, руководитель одной из крупных торговых сетей, работающей на территории нашего и нескольких соседних районов,  выделил транспорт и  попросил Василия Валасюка  вместе с представителями предприятия посетить все магазины сети и разъяснить работникам, как нужно себя вести, если нагрянет очередная непонятная «проверка».

А то, что «защитники» прав потребителей могут  появиться в любую минуту, говорят факты. Буквально 5 апреля такая «проверка» прошла в одном из магазинов города Марьина Горка. Из пояснения продавцов, работавших в этот день, можно понять, как развивались события. В магазин зашла группа из четырех человек. Одна из дам произнесла слово «проверка» и название ООО, которое она представляла. Когда продавцы потребовали предъявить документы на право проверки, она сразу заявила, что является частным лицом. А затем отправилась досматривать продукты в торговом зале. К кассе она подошла с двумя йогуртами, пробила их и только потом обратила внимание продавца на то, что у продуктов истек срок годности. Продавец предложила вернуть ей деньги, как это и положено по закону. Но покупательница отказалась  совершить обратный обмен непригодного  товара  на деньги, что странно для обычного покупателя. Она начала угрожать, что вызовет милицию  и санитарные службы. На это работники магазина не отреагировали. Тогда она сделала запись в книге  замечаний и предложений. Это было ее законное право. Но этой записью она же себя и разоблачила: на кассе дама пробила два товара с истекшим сроком годности, а в записи назвала еще пять. И это не только йогурты, но и хлеб, пиво.  Чтобы обнаружить все это, действительно нужно было внимательно рассмотреть товар не на одной полке, то есть провести самую настоящую проверку.

Конечно,  в торговом зале магазина не должно быть продукции с истекшим сроком годности. За этим  обязаны следить сами работники торговли. И администрация магазина наказала дежурившего по залу продавца и кассира, лишив их премиальных выплат. Бдительные покупатели тоже могут помочь решить эту проблему. Но ведь не с помощью шантажа! Для этого есть законные методы.

Администрация магазина, о котором речь шла выше, обратилась в прокуратуру с просьбой дать правовую оценку действиям представительницы ООО, о чем сообщили не то проверяющей, не то покупательнице  в ответе на запись, оставленную в книге замечаний и предложений.

Наталья ПАРХОМЧИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *