Не всегда люди при решении проблем обращаются в те инстанции, в которые необходимо
Интересно, все ли граждане, направлявшие письменные обращения в различные государственные структуры, после прочтения ответов внимательно изучают нормативные акты, на которые обязательно делаются сноски? Похоже, что нет. А ведь без этого, если ответ не удовлетворяет, тяжело объективно оценить, с чем бороться дальше: с непреодолимыми обстоятельствами, временными трудностями, недобросовестностью чиновников или несовершенством законодательства. А, возможно, и с собственной некомпетентностью, ведь в ответах на обращения указывается, кто должен заниматься решением проблемы, и объясняется почему. Видимо, все-таки есть граждане, которые в это не вникают и продолжают писать не по адресу. В таком случае, как бы ни пытались должностные лица дать обстоятельный ответ на поступившее вопросы, ничего у них не получается: переписка не прекращается, папки, куда подшиваются обращения и ответы на них, растут, как тома сложного уголовного дела. Множатся и обиды.
Переписку с госорганами на протяжении двух лет ведет гражданка, являющаяся членом расположенного в районе садоводческого товарищества. В первом своем обращении в районный исполнительный комитет она попросила разъяснить, как с нее должны удерживать плату за электроэнергию и земельный налог. На встречу с гражданкой в дачный поселок выехали специалисты, которые рассказали ей, какими документами регламентируется вся деятельность садовых товариществ.
Изучив указанные документы, гражданка должна была уяснить, что за организацию жизни в садовом товариществе, как и в любой общественной структуре, отвечают его органы самоуправления (собрание членов товарищества, правление и его председатель, ревизионная комиссия). И вопросы, интересовавшие члена садового товарищества, в первую очередь следовало задать председателю правления или самому правлению.
Со временем у гражданки появились другие вопросы. Она обратила внимание, что рядом с ее владениями в садовом товариществе находится участок, на котором расположен торговый павильон. И снова в районный исполнительный комитет поступает вопрос: кому павильон принадлежит.
Естественно, любой член садового товарищества имеет право знать ответ на такой вопрос. Но еще он должен понимать, кто обязан на него ответить. И это не районный исполнительный комитет, а, согласно нормативным актам, все те же органы самоуправления садового товарищества. Гражданке все это снова пояснили, а также уточнили, что внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества осуществляет ревизионная комиссия, которая обязательно должна быть создана. В случае несогласия с ее выводами спорные вопросы выносятся на общее собрание членов садового товарищества.
Следующее обращение в органы местной власти снова касалось торгового павильона. Гражданку интересовало, зарегистрирован ли торговый объект, какими нормативными документами регламентируется его деятельность, почему ее, как члена садового товарищества, не уведомили о его финансово-хозяйственной деятельности. И снова должностные лица готовили обстоятельный ответ с указанием целого списка нормативно-правовых актов. А по сути, гражданке, как и во всех предыдущих случаях, нужно было обратится за разъяснением в органы самоуправления своего садового товарищества.
У садовых товариществ есть право заключать договоры с соответствующими предприятиями на торговое, на транспортное, на бытовое обслуживание. Без оформления установленного пакета документов это сделать невозможно. И председатель правления обязан знать, какими нормативными документами регламентируется деятельность предприятий, с которыми заключаются договоры, зарегистрированы ли они в соответствующих реестрах . Чтобы получить ответы на подобные вопросы, не нужен длинный путь. Они есть в садовом товариществе!
Однако ответы гражданку не удовлетворяют, и следующие ее обращения поступают в прокуратуру, министерство антимонопольного регулирования и торговли. Зачем? Все равно в ответах будут ссылки на нормативные акты, которые уже были указаны, а разъяснения потребуют все там же: в органах самоуправления садового товарищества.
Эта переписка еще не прекращена. Она отнимает много времени у людей, которые вовлечены в процесс. Хотя вопросы, которые в ней поднимаются, архисложными назвать нельзя. Это похоже больше на частный интерес. Но даже если в своих письмах гражданка выражает интересы какой-то части членов садового товарищества, решить затронутые проблемы они могут сами внутри своего кооператива, не отвлекая других на ненужную переписку, растянувшуюся на долгое время.
Здесь стоит уточнить, что Закон об обращениях граждан распространяется и на председателя садового товарищества: он обязан принять обращение в установленном порядке и дать на него ответ в установленный срок.
Естественно, никто не исключает ситуации, в разрешении которых могут помочь специалисты районного исполнительного комитета, налоговая инспекция, органы внутренних дел. Но связано это в основном с явным нарушением действующего законодательства со стороны правления и его председателя. Однако и в таких случаях в первую очередь все спорные вопросы выносятся на общее собрание членов товарищества. А потом — дальше по инстанциям за разъяснениями. Решить все споры имущественного и неимущественного характера, которые возникают внутри товарищества между его членами, можно только в судебном порядке. Никакой специалист органов местной власти не придет и не наведет порядок, ведь садовое товарищество — это общественное объединение.
Наталья ПАРХОМЧИК.