Тайна города Марьина Горка
У каждого города есть свои тайны. Обычно рассказывают о них в городских легендах — древних и не очень. Кто-то в них верит, кто-то — нет, а кто-то стремится подтвердить или опровергнуть.
Марьина Горка в этом плане не исключение. У города тоже есть в запасе несколько тайн, будоражащих воображение любопытных людей. Одна из них — о сокровищах разрушенного в 30-е годы минувшего столетия марьиногорского Александро-Невского храма, якобы спрятанных где-то в его подземельях.
Не уверена, слышала ли эту историю про клад современная молодежь, а вот среди моих жаждущих приключений ровесников она была когда-то очень популярна.
И вот совсем недавно благодаря подсказке краеведов из Омельно удалось убедиться, что история с кладом — это действительно всего лишь легенда. В марьиногорском храме было немало ценностей. Но их исчезновение связано совсем не с действием большевиков, разрушивших святыню. Как оказалось, церковная утварь и колокола были вывезены за пределы Беларуси еще в годы Первой мировой войны. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Московской области. Ссылки на них можно найти в сети Интернет.
С осени 1915 по зиму 1918 года по белорусской территории проходил фронт. Это был главный «щит России». Германские и австрийские войска за два с лишним года так и не смогли его прорвать. Но в 1915 году предугадать, как будут развиваться события, было еще сложно. И чтобы в случае отступления русских войск врагу не достались церковные ценности, военные власти приказали эвакуировать их в центральные районы России. Вывезти надлежало иконы, колокола, метрические книги, хоругви и даже мелкую церковную утварь.
В сети Интернет можно найти документы, в которых приведено описание вывезенных ценностей. Так, например, сохранились сведения о том, что из Марьиной Горки было эвакуировано 8 колоколов и 7 ящиков церковной утвари. Известно, что один из колоколов был весом 108 пудов (1 пуд — 16,38 килограмма). Получается, что на момент разрушения храма прятать было практически нечего: в семи ящиках вполне могла уместиться вся самая ценная утварь большого собора. Понятно, что для проведения богослужений необходимая утварь осталась. Но вряд ли это было сопоставимо с тем, что увезли. А дальше события в Российской империи развивались так, что вернуть церковные ценности назад возможности просто не было.
К слову, в сети Интернет можно найти информацию и о том, что было вывезено в это время из других населенных пунктов Пуховщины. В основном о колоколах. Например, служитель церкви в Пуховичах составил очень подробную опись, из которой следует, что в глубь России были отправлены: большой колокол, очень звучный — 30 пудов весом; средний колокол, тенор — 15 пудов; средний колокол, баритон — 10 пудов; малый колокол, дискант — 5 пудов; малый колокол, звучный — 2 пуда. Семь колоколов общим весом 98 пудов было вывезено из Дукоры. Вывозили колокола из Шацка и Омельно. Получается, что над Пуховщиной малиновый колокольный звон перестал литься еще в 1915 году. И там, где есть легенды о спрятанных от уничтожения в болотах и урочищах колоколах, это тоже просто красивые истории. Если колокола и остались целы, то находятся они где-то в России. Как и те ценности, которые имеют в виду те, кто знает легенду о марьиногорском кладе.
Наталья ПАРХОМЧИК.