Укротитель… огня и питонов. Пуховчанин рассказывает о работе в цирке

Артист цирка… Звучит, согласитесь, красиво, празднично, загадочно. Цирк — это действительно всегда праздник, волшебство, зрелище, которое не перестает нас интересовать сегодня, несмотря на то, что появляются новые виды искусства. И я уверена, что цирк будет, пока будут дети и люди, способные удивляться и радоваться, знакомясь с неизвестным и удивительным. А этого в цирке всегда достаточно. Поэтому под его куполом чаще всего аншлаги. Даже если это не большой купол известного цирка, а всего лишь купол цирка-шапито…

А задумывались ли вы над тем, как становятся цирковыми артистами, какое и где образование получают люди, выходящие на манеж? Уверена, что многие скажут: профессия циркового артиста определенно для избранных, особо одаренных людей. И еще традиционно считается, что в нее чаще всего приходят либо дети циркачей, либо люди из спорта. Хотя существуют сегодня и цирковые студии, и школы, и училища. Так что в принципе любой может прийти в профессию, если готов сделать ее своей жизнью…

Александр Дятко.

Наш земляк Александр Дятко в детстве вообще не мечтал о цирке. И после окончания школы поступил в Марьиногорский аграрно-технический техникум, где успешно получил вполне земную и востребованную профессию электромеханика. После учебы в техникуме служил в армии. Службу проходил на Балтийском флоте.

Отслужив, Александр поехал в Москву к сестре. У нее познакомился с артистами: отцом и сыном, которые работали в цирке и в тот момент готовились уехать на гастроли в Германию. Александр поинтересовался, не будет ли в цирке какой-нибудь работы для него. «Почему нет?— ответили новые знакомые. — Если устроит работа служащего».

Терять Александру было нечего, а потому он решил рискнуть и поехать с цирком на гастроли. То, что они продлятся не год, не два и даже не 10 лет, и представить не мог. Тогда это было больше приключение, чем поиск дела всей жизни.

— Я ухаживал за животными, помогал за кулисами и рабочим, и артистам. А через полгода один из пригласивших меня артистов уехал, а второй соответственно остался без напарника. И в одиночку работал номера с медведями. Чтобы помочь, я сначала просто подводил медведей к арене, а потом получил от артиста предложение ввестись в номер и помогать уже на сцене. Это был определенный вызов, конечно, ведь кормить и подводить медведей — это одно, а работать с ними — совсем другое. Но я такой человек, который не боится рисковать и пробовать новое. А потому не отказался и начал работать на сцене.

Начало цирковой сценической карьеры, правда, получилось в полной мере экстремальным, потому что медведи — совсем не пушистые лапушки… Александр говорит, что в то время постоянно ходил «раненый»: весь в укусах и царапинах.

— Медведи, которые на арене творят чудеса (ездят на велосипедах, на роликах или, как в номере, который мы на днях представляли в Марьиной Горке, скачут на буйволах), на самом деле не такие простые артисты. Они по сравнению с другими животными, пожалуй, самые непредсказуемые и злопамятные. По их поведению не поймешь, когда наступит момент агрессии. Ты можешь за минуту до этого скормить медведю бочку меда, но он этого и не вспомнит. Поэтому дрессировщик медведей должен быть предельно бдительным и внимательным.

Александр говорит, что по собственному опыту понял еще и то, что далеко не каждое животное поддается дрессуре. Однажды он купил пятимесячного медвежонка, которого хотел сделать артистом. Не получилось. Может, с возрастом опоздал, а, может, просто не сложилось. Не хотел медвежонок подчиняться человеку. И Александр, который считает невозможным применять слишком жесткие меры для обозначения статуса «кто на сцене главный», вынужден был отдать медведя в зоопарк.

Это случилось уже в Минске, куда после двухлетнего пребывания в Германии вернулся Александр Дятко. Приехав в Беларусь, он какое-то время оставался без работы, пока однажды не попал в цирк и не предложил себя в качестве потенциального артиста. Причем артиста, который уже мог выступать в разных жанрах. Например, как йог-факир… А еще как укротитель питонов и голубей…

Как же появились все эти таланты? Они, как говорит Александр и его коллега Светлана Кунская, с которой у Александра сегодня несколько совместных номеров в цирке-шапито «Руссоли», рождаются в зависимости от зрительского спроса. Вызывают интерес глотатели огня? Будем пробовать! В тренде те артисты, которые ходят по битому стеклу? Начинаем бить бутылки и настраиваться на невозможное! Привлекают номера с красивыми и ручными птицами? Будем изучать повадки голубей и работать с ними! Ну, и за компанию с питонами, которые у публики вызывают неподдельный интерес и восторг. Особенно в антракте, когда предоставляется возможность сделать фото на память с огромной змеей.

В активе у коллег по цеху также номера с мгновенным переодеванием, фокусами, мыльными пузырями, хулахупами (их Светлана как бывшая гимнастка крутит с удивительной легкостью и грациозностью).

— Сейчас в основном мы работаем с голубями и питонами,— рассказывает Александр и сразу уточняет: — Работаем и живем. И иначе никак. Голуби оккупировали беседку у меня во дворе и находятся там весь негастрольный период. Питоны также живут дома в террариуме. И птицы, и змеи — не просто животные для нас. Они такие же артисты. И относимся мы к ним как к полноценным партнерам.

Светлана, дополняя Александра, рассказывает о том, как формируется тот необходимый контакт, без которого на арену выходить просто нельзя:

— Любые животные не должны тебя бояться. Они должны любить и доверять тебе. Чтобы так получилось с голубями, я поначалу буквально все время проводила с ними. Телевизор смотрю – голуби рядом. Готовлю еду – они также со мной. В результате мы работаем свои номера без прикорма. Птицы просто работают, а не ждут за любой пролет вознаграждение. Почему? Потому что мы коллеги.

Номер получится, если животное сыто и здорово,— говорит Александр.— За этим мы всегда следим. Питоны, например, очень чувствительны к сквознякам. Это нужно учитывать при переездах. А ездим мы постоянно: с питонами нас приглашают на различные праздники, корпоративные мероприятия. Людям это интересно сегодня.

А насколько опасно работать с питонами? Змея, конечно, не медведь, но все же… Александр и Светлана уверены, что залог безопасности дрессировщика (да и любого циркового) — строгое соблюдение правил этой самой безопасности. Например, прежде, чем подходить к питону, нужно обработать руки. Особенно после номера с птицами, чтобы в обратном случае не удивляться агрессии, проявленной в твою сторону.

Кроме номеров с животными, Александр продолжает удивлять зрителя и экстремальным огненным шоу, и хождением по стеклу или острым мечам.

— Безусловно, просто так ни-кто не сможет взять и пройтись по осколкам,— говорит наш земляк. — Я готовился к этим номерам месяцами. Поверьте, не один порез, не один ожог, не одна травма за плечами. Но невозможное теперь для меня возможно. Хотя от травм ты все равно никогда не за-страхован. Особенно, если все делаешь честно. Вот пару лет назад, например, на «Славянском базаре» я, как всегда, на глазах у публики готовил реквизит для номера, и мне зрители дали стеклянные бутылки из очень тонкого стекла. И я порезался, потому что не просто поднимаю и опускаю ступни, а акцентированно бью ногами стекло. Тогда оно было слишком острым… После моего выступления Виктору Салтыкову пришлось обходить приличное кровавое пятно, оставшееся на сцене.

Жизнь Александра Дятко состоит не только из концертов и гастролей. Вместе со своей партнершей по сцене Светланой они уже не раз участвовали в съемках фильмов. Снимались в фильме «Слон» и сериале «Полосатое счастье», который покорил сердца детей и взрослых. Герой сериала Петька спасает полосатого котенка по кличке Васька, а потом вместе с ним, со своей семьей и новыми друзьями попадает в различные приключения. Кот Патрик в сериале заявлен как исполнитель главной кошачьей роли. Но Александр и Светлана раскрывают секрет: одному коту не под силу сняться в фильме. Всегда у животных есть дублеры, а то и не один. Для этого фильма, в частности, наши артисты дрессировали двух похожих котов породы мейн-кун. И те справились.

В общем, жизнь у цирковых артистов – не заскучаешь. С одной стороны, яркая и интересная. С другой – до невозможности сложная. А потому далеко не всем придется по нраву жизнь в спартанских условиях, вдали от семьи, если она у тебя совсем не цирковая, материальная зависимость от зрительского интереса. И даже, как показали годы коронавирусных ограничений, от случившейся пандемии.

Но она, к слову, доказала Александру, что случайная поездка в Германию стала для него судьбоносной, и сейчас без этой непредсказуемой цирковой жизни он себя не представляет. Во всяком случае, работником охраны: именно в охране пришлось поработать, когда все гастроли были отменены.

К счастью, то время прошло, и вновь в разных белорусских городах натягивается купол цирка-шапито, вновь на арену приглашает артистов ведущий, вновь горят от восторга и удивления глаза зрителей, вновь звучат аплодисменты… А это значит, что живет волшебное цирковое искусство и востребованы те, кто дарит нам возможность прикоснуться к нему…

Елена ШАНТЫКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *