Первые дни войны на аэродромах нашего района

То, что в довоенное время  возле местечка Пуховичи, у деревень Синча и Скобровка действовали военные аэродромы, указывается  во многих источниках. А вот  история  авиационных частей, которые на них базировались,   для меня, как, думаю, и для многих, осталась «за скобками». Более того, обросла она мифами, которые воспринимались как истина. Я, например, не раз слышала, что  из-за диверсий с военного аэродрома у деревни Синча в первые дни войны не поднялся в воздух ни один самолет.  И, решив или подтвердить, или опровергнуть этот факт,  периодически «прочесывала» интернет на предмет информации об авиационных частях, базировавшихся на территории нашего района до лета 1941 года. И мне удалось отыскать книгу подполковника в отставке, кандидата исторических наук Анатолия Сергиенко «История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия», которая полностью развеяла мои заблуждения.

Анатолий Михайлович в своей книге рассказывает, что в июне 1941 года на аэродромах в Синче и Скобровке  базировался 3-й отдельный тяжелый бомбардировочный авиационный полк (3-й тбап).  У этой части уже была богатая боевая история: полк привлекался к операции по присоединению Западной Беларуси и Западной Украины, принимал участие в советско-финской войне, присоединении Бессарабии и Северной Буковины. А в ноябре 1940 года  был передислоцирован в район Марьиной Горки. К началу войны  на его вооружении было 45 единиц техники ТБ-3, 24 из которых находились в исправном состоянии. Эти бомбардировщики также использовали и как грузовые, и как десантные самолеты, способные взять на борт до 35 солдат. И в окрестностях Марьиной Горки в перед-военное время  именно с них совершали тренировочные прыжки бойцы десантной бригады,  которая с 1940 года базировалась здесь же.

Автор книги собрал немало воспоминаний ветеранов полка о том, каким было начало войны для летчиков. Полк в июне находился в полевых лагерях у деревни Синча. Например, Герой Советского Союза Александр Мосолов вспоминал: «Днем 21 июня мы проводили учебные полеты. Я выпустил двух послед-них  летчиков буквально перед обедом. Многие уехали в Марьину Горку. Уехал и я. Вечером помылись с другом в баньке, а на рассвете прибежал посыльный. Уже в ночь на 23 июня я ушел на боевое задание».

Летчик Андрей Корень рассказал автору книги, что их третьему звену третьей эскадрильи в середине июня сказали готовиться в отпуск. Самолеты они поставили на консервацию и разъехались. Андрей Семенович отправился к родственникам в деревню под Минском. В субботу 21 июня по случаю приезда летчика в отпуск старший брат организовал застолье: «За праздничным столом собралось много соседей. Мне задают вопрос: «Скажи нам, пожалуйста, будет война?». Признаться, я очень растерялся, что ответить на этот  вопрос, но, подумав, сказал: «Мы живем в такое время, когда войны не объявляются, так что нет никакой гарантии, может начаться и завтра».

Андрей Семенович вспоминал, что 22 июня они мирно обедали, когда в конце деревни появилась военная грузовая машина. На ней было трое вооруженных военных, которые спрашивали у местных жителей, где живет Корень? Они подъехали к дому, и летчик узнал своих сослуживцев. А от них  — о начале войны.

В открытом доступе в сети Интернет я  попыталась найти наградные документы этого летчика, чтобы  узнать, что это за деревня недалеко от Минска, куда из Синчи могли прислать машину. Оказалось — Хидра, и летчик Андрей Семенович Корень, 1916 года рождения, — наш земляк.

Автопортрет летчика Сергея Лукьянова.

Летчик Сергей Лукьянов вспоминал, что накануне войны их часто поднимали по тревоге. Люди к этому привыкли. Как  и к тому, что после такого сигнала обязательно последует команда «отбой».  Но 22 июня она не последовала. Известие о вероломном нападении фашистской Германии  всех ошеломило.

На первое боевое задание с аэродрома у деревни Синча  летчики улетели в ночь на 23 июня в район польских Сувалок. В боевом донесении №01 говорится следующее: «Полк в 5.00 23.06.41 возвратился после налета по живой силе противника в районе Сейны, Сопоцкин, Пикашевка,   Горцицы,  Сувалки, Красноплонит. Задание выполнили 5 кораблей, остальные 13 кораблей из-за позднего получения боевого приказа… в полет не выпущены. Взлет в 23.50. Время бомбардирования 0.36 – 2.50,  высота — 2200 метров. По целям сброшено бомб: ФАБ-100 (фугасная авиабомба массой 100 килограмм) — 130 штук,  САБ-5 (осветительная авиабомба массой 5 килограмм) — 30 штук. Метод бомбометания серийно-залповый. Посадка произведена на своем аэродроме в 5.00. Корабли налетали 21 час 22 минуты».

Автор в книге подчеркивает, что первое донесение штаба авиаполка датировано 23-м июня (после возвращения экипажей с боевого задания в 5 часов, то есть практически через сутки после начала войны). И в нем нет сведений о том, что аэродром базирования подвергался нападению со стороны неприятельской авиации.

В ночь с 23 на 24 июня уже 16 самолетов с аэродрома Синча выполняли  боевое задание. Бомбили они железнодорожные станции и немецкие аэродромы в Бяла-Подляске, Малашевичах, Седлеце, Цехоновеце, Оструве, Ломже.

В донесении от 24 июня уже есть информация о том, что аэродромы базирования Синча и  Скобровка с 22.00  23 июня подвергались налету бомбардировочной авиации. Отмечены два попадания на летном поле Синча, глубина воронок три метра,  повреждений материальной части и личного состава нет.

И в этот же день появилась информация о первых потерях: «24 июня 1941 года два корабля 4-й авиаэскадрильи бомбардировали железнодорожную станцию Бяла-Подляска. В районе Пинска на них напало пять «мессеров». Экипажи мужественно вступили в бой. Было сбито три вражеских самолета. При этом оба наших самолета получили большие повреждения и загорелись в воздухе. Несмотря на это, экипажи продолжали отбивать атаки…». В бою погибло 16 человек (экипаж ТБ-3 — 8 человек).

Судя по донесениям штаба полка, которые есть в книге, 25 и 26 июня  летчики боевые задачи не выполняли. А в  документах, которые приводит автор книги,   появляются сообщения о том, что немецкая авиация начала бомбить аэродром в Синче. Так, 25 июня в 4.30  он подвергся бомбардировке немецким самолетом типа Ю-88, который сбросил 8 бомб на восточную окраину аэродрома и  произвел обстрел деревни Дубровка из пулеметов.  Эта бомбардировка ущерба материальной части не принесла. 26 июня в 04.00 немецкие бомбардировщики Ю-88  во второй раз появились над аэродромом. Семь самолетов противника бомбили  его в течение часа, сбросив 70 бомб.  В результате бомбардирования три из них упали на окраине летного поля, остальные — за аэродромом. От обстрела пулеметным огнем три наши  воздушных корабля были  выведены из строя.

Рассказывая о последних днях базирования полка в Синче, автор приводит  записи летчика  Сергея Лукьянова, которые тот сделал в своем дневнике: «На аэродром произвела налет эскадрилья «юнкерсов». Однако пулеметный огонь наших кораблей, да плюс к ним и кораблей 1-го тбап, севших к нам в этот день, а это всего около сотни ТБ-3, из 300 пулеметов заставили «юнкерсов» сбросить бомбы частично и отвернуть от аэродрома. Они пошли на Осиповичи. Но два самолета противника отделились от эскадрильи и на бреющем начали расстреливать нас. Мы начали отражать их нападение. Поединок продолжался минут семь. Его результат: один стервятник сбит, три наших корабля повреждены. Убитых и раненых не было… В 6 часов утра командование полка собрало летный состав и дало указание: всему личному составу перебазироваться на самолетах на аэродром Шайковка около Брянска».

За время Великой Отечественной войны  полк сменил немало аэродромов.  Путь его был героическим. Уже  после первых боевых заданий многие экипажи были представлены к боевым наградам. В ходе войны полк сменил свое наименование на 23-й гвардейский  Белгородский   Краснознаменный авиационный  полк дальнего действия. В Синчу тяжелые бомбардировщики дальнего действия больше не вернулись. Но аэродром живет: его по-прежнему используют военные для парашютных прыжков.

Наталья ПАРХОМЧИК. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *