Прокурор Пуховичского района — о коррупции и ее последствиях

Работа по  противодействию  коррупции всегда в центре внимания. На этом направлении государство прилагает немало усилий. Однако коррупционных преступлений по-прежнему много.  Наверное, дело здесь в личном восприятии каждым гражданином  проблемы коррупции, которое влияет на поступки. А еще в недостатке фактов, которые подталкивали бы к размышлению. Вместе с прокурором Пуховичского района Виталием Голубовичем мы постарались определить несколько точек, от которых можно оттолкнуться в формировании своего личного представления о том, что такое коррупция и ее последствия для тех, кто оказался втянутым в коррупционные схемы. Получилась своеобразная азбука. И она — антикоррупционная.

Антикоррупционное  законодательство 

Изучение проблемы стоит начинать со знакомства с соответствующим законодательством. В нашей стране большой пакет  законов и других нормативно-правовых актов, связанных с противодействием коррупции. Знакомство с ними, на наш взгляд, стоит начать  с Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 года  № 305-З «О борьбе с коррупцией» и  Декреты Президента Республики Беларусь № 5 от 15 декабря 2014 года «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», № 3 от 10 мая 2019 года «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией».

 

Борьба с коррупцией

В нашем государстве ее осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Также в этом процессе  участвуют Следственный комитет Республики Беларусь, органы Комитета государственного контроля, таможни и органы пограничной службы, Министерство по налогам и сборам и его инспекции, Министерство финансов и его территориальные органы, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.

Взятка

Это принимаемые должностным лицом материальные ценности за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения. В ее качестве могут выступать деньги, предметы, услуги и выгоды.  Взятка может передаваться не только должностному лицу, но и его близким, при условии, что об этом было известно должностному лицу, и оно против этого не возражало. Как  подчеркнул в беседе Виталий Голубович, взятка — это всегда  двое (тот, кто берет, и тот, кто дает), а часто и трое (еще  и  посредник).  И для всех участников этого действия предусмотрено уголовное наказание (статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь: 430 (получение взятки), 431 (дача взятки), 432 (посредничество во взяточничестве).

 

Гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции

Помощь граждан в выявлении коррупционных преступлений ценна для правоохранительных органов. Однако все понимают, что есть в этом деле определенный риск. Поэтому в Законе «О борьбе с коррупцией»  прописано: «Физическое лицо, сообщившее о факте правонарушения, создающего условия для коррупции, коррупционного правонарушения или иным образом способствующее выявлению коррупции, находится под защитой государства» (статья 39). Есть здесь и еще один интересный  момент: «Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции … выплачиваются вознаграждение и другие выплаты, которые не указываются в декларации о доходах и имуществе». Порядок выплаты вознаграждения определен постановлением Совета Министров от  5 февраля 2016 года  № 101 «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции».  В нем говорится, что выплата вознаграждения и других выплат осуществляется при содействии выявлению, пресечению, раскрытию или расследованию коррупционного преступления: относящегося к категориям тяжких или особо тяжких преступлений — до 50 базовых величин, к категории менее тяжких преступлений  —  до 30 базовых величин.  Осуществляются такие выплаты на строго определенных условиях.

 

Коррупция

Определений у этого явления много. Как правило, под коррупцией понимают использование должностным лицом  или приравненным к нему лицом служебного положения с целью получения личной выгоды.  Есть коррупционные правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность. В перечень коррупционных преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность,  входят: хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 Уголовного кодекса  Республики Беларусь), легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (часть 2 и часть 3 статьи 235); злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 2 и часть 3 статьи 424); бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 2 и часть 3 статьи  425); превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 2 и часть 3 статьи 426); незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429); получение взятки (статья 430); дача взятки (статья 431); посредничество во взяточничестве (статья 432); злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 1 статьи 455).

Мошенничество

Виталий Голубович посчитал нелишним напомнить, что участники коррупционных схем могут  сами стать жертвами мошенников. У нас в районе было дело о даче взятки и посредничестве. К  гражданину А., у которого возникла серьезная проблема, пришел гражданин Б., рассказавший, что у него есть знакомые в нужных структурах, которые за определенное вознаграждение помогут решить вопрос, и он готов  выступить посредником. Гражданин А. приготовил названную сумму и передал ее гражданину Б., который с деньгами просто исчез, не решив никаких дел. Правоохранительные органы нашли гражданина Б., он был осужден и за мошенничество, и за посредничество.  Однако помним, что дача взятки  также уголовно наказуема, и все ли жертвы мошенников в такой ситуации рискнут обратиться в правоохранительные органы?

 

Негативное влияние коррупции

 Их немало, как в экономической сфере, так и в социальной. Довольно емко  это опре-делил Президент Республики Беларусь в ноябре 2018 года, делая кадровые назначения: «Коррупция съедает все. Это  —  ржавчина». Действительно, это явление разрушает устойчивые экономические и социальные отношения, убивая порядок и порождая недоверие к власти. Совсем как ржавчина: появляясь в одном месте крепкой стальной конструкции, постепенно разъедает ее, делая   ненадежной. К чему может привести недоверие к власти, мы сегодня наблюдаем на примерах некоторых стран.

 

Общественность

В борьбе с коррупцией важна помощь общественности. Роль граждан и общественных объединений заключается в привлечении внимания к тем или иным проблемам, решаемым в дальнейшем государственными органами. Через специальную форму, размещенную на сайтах государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, граждане имеют возможность сообщить об известных им фактах коррупции (в том числе анонимно), а также обратиться за разъяснением интересующего вопроса, подать заявление, предложение, жалобу.

 

Последствия

Мало кто обращает внимание на то, что наказание за преступление коррупционной направленности — это не только тюремное заключение или большой штраф. Для госслужащих, например, это и потеря пенсии. Так, согласно действующему законодательству, государственным служащим, совершившим в период прохождения государственной службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, пенсия за выслугу лет не назначается (не выплачивается). За подобное не начисляются пенсии за выслугу лет и сотрудникам Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз, военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля: им оклад по воинскому (специальному) званию учитывается по воинскому званию «рядовой» или соответствующему ему специальному званию.  К слову, лишиться можно не только пенсии, но и части имущества. Да, в этом году вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, согласно которым  исключена общая конфискация имущества как дополнительный вид наказания. Однако расширилось применение специальной конфискации: ей подлежит, например, имущество, добытое преступным путем или приобретенное на средства, добытые преступным путем. Есть и другие серьезные последствия. Например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок. Есть над чем задуматься.

 

Родственники

Следует знать: законом запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Вроде все понятно, но, как рассказал Виталий Иванович, в нашем районе  есть примеры, когда это требование  нарушалось.

 

Статистика

По сведениям, предоставленным сотрудниками отделения по борьбе с экономическими преступлениями Пуховичского РОВД, за 11 месяцев текущего года в нашем районе было выявлено 7 преступлений по статье 210 и 10 преступлений по части 2 статьи 426 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

По словам Виталия Голубовича, часто в уголовных делах фигурирует статья 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь  — хищение путем злоупотребления служебными полномочиями.  Пример:  возбуждено уголовное дело в отношении нескольких работников ГУО «Руденская вспомогательная школа-интернат», которые фиктивно трудоустроились по совместительству  на должность уборщика служебных помещений, получали деньги, не выполняя работу. Есть и другие примеры.

Уголовный кодекс Республики  Беларусь

В Уголовный кодекс Республики Беларусь в текущем году был внесен ряд изменений, касающихся осужденных по коррупционным статьям. Так, в статью  90  «Условно-досрочное освобождение от наказания» включено дополнение: «Лица, осужденные за совершение коррупционных преступлений, не подлежат условно-досрочному освобождению от наказания».  Статья 91 «Замена неотбытой части наказания более мягким»   дополнена частью, в которой говорится: «К лицам, осужденным за совершение коррупционных преступлений, не применяется замена неотбытой части наказания более мягким наказанием».

Проблему изучала

Наталья  ПАРХОМЧИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *