Новая строчка в “жировке”: платить или убирать самим?

Из средств массовой информации многие уже знают, что январская «жировка» «потяжелеет» в связи с тем, что поднялись тарифы на коммунальные  услуги.

у Для многих не новая уже и информация о том, что принят Указ  №535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг», в котором говорится о том, что санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома  (подъездов) становится самостоятельной жилищно-коммунальной услугой (ранее  уборка лестничных клеток была в перечне работ по техническому обслуживанию, и ее стоимость составляла примерно треть всех расходов по ТО). Однако заострить внимание именно на этом изменении стоит, потому что нам, жильцам, в связи с появлением новой строчки в «жировке» будет предоставлена возможность выбирать. Какова суть этого выбора, я поинтересовалась у начальника жилищно-коммунального отдела УП «Жилтеплосервис» КХ Геннадия Пашнина.

— Статьей 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь определено, что плата за основные жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт, коммунальные услуги. Пунктом 1.2 Указа № 535 определено, что в пункт «техническое обслуживание» (именно его коснулись самые существенные изменения) теперь будут  включены лишь те виды работ, которые непосредственно оказывают влияние на техническое состояние здания и не могут быть выполнены самими жильцами. Это работы по поддержанию в исправном состоянии конструктивных элементов здания, его инженерных систем, а также работы по подготовке жилых домов к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды. 

Санитарное содержание вспомогательных помещений выделено в отдельную графу. И с января текущего года услуги по уборке и освещению подъездов  будут   полностью возмещаться жильцами (ранее 70 процентов погашалось за счет бюджета).

Проанализировав нововведение, жильцы многоквартирных домов нашли не один повод для размышлений. Обязанность полностью возмещать затраты на уборку подъездов заставила осмотреться вокруг и задуматься: а будет ли соответствовать цена качеству, которое сегодня может предложить коммунальное предприятие? Да и не только качеству, но и наличию самой услуги? Не секрет, что не все подъезды  реально  и  добросовестно убирают.

— Действительность такова, что соблюдать определенный график сухой и влажной уборки подъездов на все сто процентов не получается, — говорит Геннадий Пашнин. — Это связано в основном с нехваткой кадров. Поэтому периодически мы имеем жалобы жильцов на то, что лестничные клетки были убраны некачественно.

Чтобы конфликтных ситуаций     в дальнейшем не возникало, пунктом 1.5 Указа № 535 определено, что жильцы любого многоквартирного жилого дома имеют право отказаться от услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома (за исключением услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации).

Однако для этого необходимо принять решение об осуществлении в дальнейшем самостоятельного санитарного содержания вспомогательных помещений дома. Решение должно быть принято единогласно и оформлено протоколом собрания жильцов дома либо протоколом их письменного опроса. Если хотя бы один жилец против этого, уборка подъезда будет по-прежнему производиться коммунальным предприятием.Комментируя новые правила, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Шагун сказал, что уже давно существуют жилые дома   (особенно  в  райцентрах), где  жильцы сами убирают подъезды. Была поэтому предусмотрена возможность перерасчета, то есть снижения платы за техобслуживание. Теперь тем более у каждого гражданина есть выбор: убирать ли подъезд самостоятельно, оставить уборку работникам ЖЭУ в соответствии с санитарными нормами и правилами или заключить договор со сторонней организацией.

При этом, безусловно, исключается вариант, что в подъезде никто не будет поддерживать порядок.

— Работники коммунального предприятия периодически проводят обследование санитарного состояния подъездов совместно с работниками центра гигиены и эпидемиологии,— поясняет Геннадий Пашнин.— Мы отмечаем как факты ненадлежащей уборки подъездов, так и факты вандализма, нередко встречающиеся в жилых домах (надписи, порча имущества). Если граждане изъявили о желании самостоятельно убирать подъезд, но спустя какое-то время его состояние комиссией будет признано ненадлежащим, то уборку осуществят коммунальники. И по факту выполненных работ выставят жильцам счет.

ABB86D44-66BB-4D29-B77E-E2A783C2598D_mw800_mh600_sКстати, все факты вандализма в подъезде будут устраняться в рамках текущего ремонта за счет самих жильцов.

Обнаружив и документально зафиксировав факты вандализма, мы предложим жильцам исправить положение в месячный срок. Если меры не будут приняты, предприятие выполнит  работы  и выставит счет, включив в «жировки» сумму, пропорциональную занимаемым метрам.

Расчет стоимости уборки (сухой и влажной) 1 квадратного метра мест общего пользования рекомендуется производить в соответствии с «Отраслевыми нормами времени, нормами обслуживания и нормами расхода материалов на техническое обслуживание жилищного фонда», утвержденными приказом Министерства ЖКХ от 25 апреля 2014 года № 53.Также учитывается предусмотренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2013 года  № 12 периодичность этих видов работ. В частности, сухая уборка должна производиться не менее двух  раз в неделю, а мойка и дезинфекция лестничных клеток с лифтом и мусоропроводом — два раза в месяц. Расценки зависят от этажности дома, наличия мусоропровода, лифтов, незадымляемых лестниц.

Уже подсчитано, что за уборку подъездов жильцы стандартной «двушки» в  9-этажном доме будут платить примерно 24 тысячи рублей в месяц. 

Но эти тарифы применимы только при соблюдении установленной периодичности оказания услуги и выполнения всех видов работ. Если нарушается график уборки, итоговая сумма к оплате уменьшается пропорционально стоимости невыполненных работ.

Полезно будет знать и о том, что в соответствии с Указом из термина «техническое обслуживание жилого дома» теперь выведены уборка придомовой территории, ремонт покрытий проездов и проходов, а также уход за зелеными насаждениями. Все эти работы будут оплачиваться из местных бюджетов.

Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории, переданной в аренду или для обслуживания жилых домов кооперативов, организаций застройщиков по-прежнему осуществляются ими самостоятельно за счет собственных средств.

Обсуждая новшества, жильцы многоквартирных домов уже разделились во мнениях. Одни согласны заплатить за то, что есть, даже если не вполне довольны соответствием реальности тому, что должно иметь место, другие предлагают найти добросовестного человека и платить ему за дело, третьи напоминают, что собирать эту оплату всегда было проблематично, так как находится тот, кто не хочет этого делать. А самые мудрые вспоминают про то, что неплохо бы вернуться к уборке подъездов собственными силами. Впрочем, многих теперь этот подход не устраивает, потому что, оказывается, справедливость в нем отсутствует: жильцам первых этажей достается более грязная территория, одиноким не хочется убирать за многочисленными соседями, а всем противникам содержания животных в квартирах — за теми, кто их содержит. Так что, похоже, замкнутый круг получается? Нет, выбор есть. И его нужно будет сделать, потому что подъезды должны оставаться чистыми.

Скоро мы получим новые «жировки». Проанализировав их пункты, задумайтесь и обсудите с соседями ситуацию. Но помните, что ничего не делать, — не вариант. Уже в ближайшем будущем мы проведем рейды по подъездам жилых домов, чтобы понять, кто убирает лучше.

Елена  ИВАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *